Почему интеграционные структуры Витебщины не дают ожидаемых результатов

Давит финансов груз

Еще год назад ОАО «Коханово-Агро» Толочинского района находилось в трудном положении. Техника старая, обновить не на что, денег порой на полевые работы не хватало. Ситуация улучшилась, когда хозяйство взяла в доверительное управление Оршанская интеграционная структура с местным комбинатом хлебопродуктов во главе. Холдинг предоставил сельхозпредприятию машины, топливо, удобрения. Стали сеять и убирать без забот.

Неужели все решилось так легко и просто? Увы… Бремя проблем легло на КХП. Хозяйство должно ему 400 тысяч рублей. Вернуть ничего не может. Да и чем рассчитываться, если за прошлый год надой от коровы здесь менее 2500 килограммов. Вот и получается, что взять на буксир вовсе не означает вывести в люди. Зато жизнь буксировщика значительно усложнилась. И не только из-за этого хозяйства. В интеграционную структуру вошли 3 промышленных предприятия и 27 сельскохозяйственных, 20 из которых в доверительном управлении.

Задумка создать в конце 2016 года 4 интеграционные структуры на Витебщине была хорошей. Предполагалось, что, объединив производителей сырья и переработчиков, можно лучше организовать работу на полях и фермах, увеличить производство, сделав продукцию дешевле за счет исключения промежуточных звеньев.

Старт вышел хорошим. За первый квартал 2017 года все холдинги сработали с прибылью. А дальше начались проблемы. Головные предприятия стали брать на себя убытки хозяйств, кредиты для них, закупать технику. В результате, как говорится, утопающие стали тянуть за собой спасателей.



За прошлый год чистый убыток Глубокской интеграционной структуры 6,9 миллиона рублей, Витебской — 32, Полоцкой — 6,5, Оршанской — 14,8 миллиона рублей. В 2019-м продолжились такие же негативные тенденции.

Почему же холдинги не оправдывают надежд? Рассмотрим это подробнее на примере Оршанской интеграционной структуры. Заместитель директора ОАО «Оршанский КХП» Андрей Киссис сразу вводит в курс дела. У всех подразделений есть свои расчетные счета, но они не юридические лица. Поэтому в случае каких-то претензий кредиторы обращаются к головному предприятию. Оно занимается преимущественно выработкой комбикормов, поставляет их в свои хозяйства. Казалось бы, так дешевле, должна быть выгода.

Но эта теоретическая цепочка разрывается из-за слабых звеньев. Комбикорм поставляется, а расчетов за него часто нет. Например, ОАО «СХФ имени Ю. Смирнова» задолжало 28 миллионов рублей. Еще более угрожающий долг у филиала «Заднепровский» — 95 миллионов. Эти хозяйства специализируются на производстве свинины, приносящей огромные убытки. Например, у «Заднепровского» рентабельность за прошлый год минус 40 процентов. Откуда такая неэффективность в работе? Оказывается, свинокомплексу более 30 лет, там старая энергоемкая технология. Как результат, за прошлый год получено 11,8 миллиона рублей убытков. Они тоже тяжелым бременем легли на холдинг.

Кстати, по соседству с «Заднепровским» агрокомбинат «Юбилейный», тоже специализирующийся на производстве свинины. Но он прибыльный. Директор Александр Фирсин пояснил: технологии на обоих свинокомплексах примерно одинаковые, правда, «Юбилейный» поставил свою модульную котельную, чем сократил затраты. Но все равно свинина как сырье убыточна. Выручает переработка. В результате рентабельность конечного продукта 10 процентов.

«Заднепровский» поставляет свинину на Оршанский мясокомбинат, входящий в интеграционную структуру. В теории переработчик должен был делиться прибылью. Но у него свои проблемы, по итогам прошлого года получен чистый убыток.



Вывод. Если бы «Заднепровский» в свое время сохранил переработку, то, возможно, положение дел не было бы таким тревожным. Кстати, заместитель генерального директора по экономике государственного объединения «Витебский концерн «Мясо-молочные продукты» Ольга Воронова пояснила, что именно убыточность свинины создает главные проблемы для холдингов.

Можно ли исправить ситуацию в «Заднепровском»? Специалисты отвечают положительно. Но для этого требуются большие усилия и такие же деньги. Следует оговориться, что это предприятие, кроме производства свинины, занимается еще и селекционной работой, здесь есть племенное стадо, где ситуация получше. В соответствии с Указом № 445 от 16 ноября 2018 года ОАО «Витебскмясомолпром» выделяется кредит на сумму 41 миллион евро для строительства свиноводческого репродуктора на 5 тысяч голов основных свиноматок с комбикормовым цехом и зернохранилищем, откормочным отделением около деревни Горяны Оршанского района. Как рассказал начальник управления по экономике государственного объединения «Витебский концерн «Мясо-молочные продукты» Евгений Деем, сейчас проект в активной разработке.

Как видим, племенной вопрос решается. Но что делать со свинокомплексом «Заднепровского», каждый день плодящим убытки? Есть наметки его реконструировать под современные технологии, сделать менее затратным, но где взять средства? Головному предприятию — ОАО «Оршанский комбинат хлебопродуктов» — кредитов не дают. Эту ношу мог бы взять на себя концерн. Но нужны гарантии возврата средств. Вспомним, что говорил руководитель соседнего хозяйства Александр Фирсин: свинина без переработки даже при обновленной технологии убыточна. Словом, проблема зависает в воздухе. А решать ее надо срочно, чтобы не усугублять ситуацию.

Вернемся к Оршанской интеграционной структуре. Как она вообще существует, имея два года подряд многомиллионные убытки? Андрей Киссис не скрывает: живут за счет наращивания долгов. Например, прошел месяц, и необходимо заплатить за электроэнергию 800 тысяч рублей, за газ — 500 тысяч. Перечисляют соответственно 150 тысяч и 200 тысяч. Возникает долг около миллиона рублей. Поставщики энергоносителей подают в суд, появляется пеня, долги начинают расти еще больше. Но так до бесконечности продолжаться не будет. В один прекрасный момент партнеры могут прекратить все поставки из-за чрезмерных долгов, и все производство остановится.

При формировании интеграционной структуры некоторые надежды возлагались на Оршанский мясоконсервный комбинат. Пока он их не оправдывает. За прошлый год предприятие получило небольшую прибыль от реализации продукции, но с учетом финансовых обязательств чистых убытков по итогу миллион рублей.

Директор комбината Николай Мацкевич не скрывает, что предприятие входило в интеграционную структуру с большими долгами — примерно 76 миллионов рублей. У него был сельхозфилиал, где построили большой молочно-товарный комплекс с доильными роботами стоимостью 30 миллионов рублей. Но его комплектование шло не высокопродуктивными животными, а просто коровами со старых ферм. Отсюда и низкие надои, невозможность возвращать кредит. Правда, потом ситуацию поправили, передали комплекс другому филиалу. Словом, долги мясокомбината переложили на головное предприятие.

Вторая проблема связана с тем, что на комбинате построен цех детского питания мощностью 3,6 миллиона баночек в месяц. Но загружен он лишь на треть. Из-за большой конкуренции нарастить мощности невозможно. А ведь цех возводили в кредит, который надо возвращать.

Есть и субъективные трудности. Упущены позиции на ближайшем рынке в Орше. Раньше на прилавках местных магазинов продукты мясокомбината занимали 50—60 процентов, а сейчас лишь 15—20. Конкуренты из других городов и регионов шевелились, а своя маркетинговая служба проспала самый выгодный сегмент сбыта. Новый руководитель в должности лишь несколько месяцев, но намерен исправить ситуацию, чтобы увеличить реализацию и денежные поступления.

Проблема еще и в том, что комбинат не может в полную силу развернуться из-за дебиторки. Ему должны 7 миллионов рублей. Причем около половины — проб­лемная задолженность сельхозпредприятий, которые находятся в состоянии санации. Она отсрочена и, неизвестно, вернется ли когда-нибудь. А пока ложится на убытки.

Правда, есть и приятные новости. По уже упомянутому Указу № 445 мясокомбинату выделен кредит на строительство убойного цеха. Действующий давно устарел, и предприятие не может получить сертификат на экспорт продукции. Также намечается и реконструкция консервно-колбасного цеха. Там оборудованию по 35—40 лет, оно уже морально и физически устарело. После модернизации появится возможность снизить себестоимость, расширить рынок сбыта, нарастить экспорт. Словом, иметь больше доходов.

Во время разговора Александр Фирсин, директор агрокомбината «Юбилейный», заметил, что в его хозяйстве за год от коровы надаи­вают более 7 тысяч килограммов молока. Напомню, при такой эффективности это самый денежный товар. В случае чего можно даже временно перекрыть убытки от свинины. В среднем по интеграционной структуре этот показатель в два раза ниже. За первый квартал рентабельность молока всего плюс 2,5 процента. Откуда же быть деньгам?

Заместитель председателя Оршанского райисполкома, начальник управления по сельскому хозяйству и продовольствию Андрей Константинов согласен: продуктивность коров пока невысокая, надо активнее заниматься кормопроизводством и племенной работой. Есть резервы и в производстве говядины. Среднесуточный привес за прошлый год лишь 500 граммов. Естественно, это приносит убытки. Потому что откорм сопутствующий. Но именно в рамках интеграционной структуры можно сделать его промышленным, увеличив показатель в два раза. Для этого не требуются большие затраты. Опыт передовых хозяйств показывает, что достаточно сконцентрировать поголовье, соорудить легкие навесы, сбалансировать рационы, и дела улучшатся.

Однако на этом разговор заканчивать не хочется. Сло­жи­лось впечатление, что сель­хозпредприятия порой видят в интеграционной структуре некоего доброго волшебника. Якобы он придет и все за них сделает. Так не бывает. Надо и самим засучивать рукава. Цель прежняя — высокие урожаи, надои, привесы.

КОММЕНТАРИЙ

Михаил Придыбайло, председатель Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома:

— Интеграционные структуры оказали неоценимую поддержку АПК области. Если бы не они, значительная часть хозяйств была бы не в состоянии вести производство. У сельхозпредприятий сильно изношена техника, из-за слабого финансового состояния новую купить невозможно. Интеграционные структуры в 2017 году закупили для них 1,3 тысячи единиц различных машин, через год — более 700, в этом году работа продолжится. Ее необходимо вести постоянно, потому что машинно-тракторный парк области изношен на 70—80 процентов. Например, из 820 тракторов МТЗ-3022 190—220 постоянно в ремонте. Ведь им более 10 лет. Примерно такого же возраста и немалая часть зерноуборочных комбайнов.

Однако действительно финансовое состояние интеграционных структур значительно ухудшилось. Это связано с тем, что на них легла слишком большая нагрузка. Филиалами, а также хозяйствами в доверительном управлении стали более 100 сельхозпредприятий, которые пришли со всеми своими проблемами.

Как помочь интеграционным структурам в этой ситуации? Рабочей группой, созданной по инициативе Премьер-министра, разработан проект указа «О развитии агропромышленного комплекса Витебской области». Цель — создать условия для успешного развития интеграционных структур, предоставить рассрочку задолженности и обеспечить ее свое­временное погашение в установленные сроки. Если идея найдет поддержку, они смогут, как говорят, получить глоток свежего воздуха, активизировать производство и улучшить финансовое состояние.

gedroiz@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter