Каких «беженцев» на самом деле ждут за границей

Дармовые печеньки тоже бывают только в мышеловке

«А все бегут-бегут, и я со всеми». Кажется, заела пластинка у бежавших в Украину недожурналистов экс-портала. Даже после закрытия они не успокаиваются со своей любимой «агиткой»: надо драпать из страны, там уже ждет корзина печенья и бочка варенья. На днях снова цитировали мнения каких-то «врачей» без имен и должностей, которые якобы наблюдают массовый исход коллег за бугор. Наверное, мы все не скоро забудем, как радовалась пресловутым печенькам от Байдена Светлана Т. Как очень голодный человек. Надо бы желающим бежать задуматься: если уж на прокорм «лица революции» не хватает, что в самом деле ждет других бегунов, далеко не первых не только на олимпийской дорожке? 

Первое правило, которому учат на журфаке: не приводи данных без сравнений. Что скажет выдернутая из контекста цифра? Но сидит «псевдожурналист» в Киеве и списывает со статистического сайта: уволилось «столько» и «столько». Потом неведомыми путями находит информатора в Минске и бог весть как провоцирует на слезливые жалобы. Горе-медику мало восхищения от общества, плачет про жуткие переработки и прочее. А дальше вылезает то, что для «змагаров» главное, — деньги. Якобы «врач» признается: «Раньше был COVID-19... Зарплаты нам по большому счету платили так, как и обещали чиновники. Но одно дело, когда ты работаешь в «ковидной» больнице, и совсем другое — сейчас, когда мы не коронавирусное учреждение». То есть приближение конца пандемии врачам не по нраву, потому что печенек меньше сыплют? С такими моральными принципами, которые не пытаешься скрыть, работа в медицине — странный выбор. Но сказать хотелось не об этом. Сидящие в Украине журналисты не замечают, что на их новой родине происходит? Погуглите, это так же несложно, как кропать пасквили со ссылкой на анонимов: по оценкам экспертов, с начала прошлого года Украину покинули более 66 тысяч врачей и медицинских работников. Из-за пандемии уволились еще почти 34 тысячи медработников. Вторая сторона медали украинской «свободной и демократической» медицины: некоторые бежавшие в южную соседку уже плачутся, что даже там лечиться дорого. Это они еще не столкнулись с ценником более западных соседей. 

Похаяв нашу медицину, недожурналисты переключаются на истории студентов, бросивших учебу в Беларуси. С мотивацией: «я узнал о существовании лоукостов и улетел за 20 евро в Амстердам». Наверное, не дочитал, что они летают в обе стороны. Нужно сказать, что те, кто ведется на такую примитивную пропаганду, по жизни не думают стратегически. Их мысли — бегуны на короткие дистанции. На 100 метров — да, 400 — уже перебор. Часть из них «прогорает» еще на этапе подготовки. В последнее время в медиа масса историй о том, как люди заплатили за устройство на работу в Европе деньги здесь и даже не добрались до погранперехода туда. Посредники получили свои 70—150 евро, а суд им не указ: в договоре мелким шрифтом они полностью себя обезопасили. Часть «бегущих» страдает позже, когда, побатрачив там на птичьих правах, не получает ни копейки. Кто проиграл и выиграл? 

Впрочем, а везет ли тем, кто сумел уехать, устроиться и работает? Они жаждут сладкой жизни, не представляя, чем будут заниматься там и на каких условиях. Экс-портал соблазняет: «Всегда есть возможность применить свои мозги в нормальной, демократической стране... Людям катастрофически не хватает свободного воздуха». Но, извините, воздухом сыт не будешь. Спросите об этом хоть у Дудинского, которого киевские знакомые пытаются пропихнуть и сосватать в качестве тамады. А что предлагают людям попроще, сейчас расскажу. Пара кликов — и вот он, чат «Работа в Польше» в одном из мессенджеров. 

Не оказалось там вакансий для медсестер и врачей, а также айтишников и стартаперов: требуются в основном водители и рабочие. Вот объявление: нужно разбирать куриные тушки. Польского работодателя не интересуют мозги: только хорошая физическая форма и мануальные навыки. И вот почему: «Работа 5 дней в неделю по 10 часов. Есть возможность работать по 16—20 часов!» И дальше скромное: «Есть перерыв 20 минут, оплачиваемый». Но! Это работа, по сути, в холодильнике, дальше указана температура: от 4 до 6 градусов. Хороши условия на 20 часов подряд? Помните Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке»: «Я замэрз як на морском дне».

Вот еще один вариант, описание на украинском: график понедельник — воскресенье по 12 часов в две смены, и опять-таки, можно выходить дополнительно в другие смены. Жилье предоставляется — «хостел на 2—4 человека в комнате с удержанием платы». Перемежаются подобные «заманчивые» предложения для свободных людей криками души типа: «Жулики набирают на работу в лес в Чехии. Мы работали в городке Кунжак и также Карловы Вары, собирали ветки, садили деревья, нас было 9 человек, 2 месяца. Нам не заплатили, дали на билет домой, бо надо было покидать Чехию, и сказали, что деньги кинут на карту...» Понятно, кого кинули. Я уж молчу про «збир лохини». Лохини — голубика на украинском, но уж очень символично звучит для белорусского уха. Так будем помнить, что «движение — это жизнь», но вот направление надо выбирать с умом.

yasko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter