Как в белорусских замках по ночам снимали фильм «Авантюры Прантиша Вырвича»

Дамы, кавалеры, авантюры

Вы когда‑нибудь проводили ночь в старинном замке? Если да, то знаете это острое ощущение тайны, тревоги и восхищения, когда в странных тенях угадываются чьи‑то силуэты в старинных костюмах, в глубине темных коридоров тают призрачные шаги, а в зеркала с потемневшей амальгамой, в тяжелых рамах с завитушками просто страшно заглядывать…


Если бы кто‑то посторонний в эту ночь попал в Мирский замок, он точно решил бы, что стал героем мистической истории. Вот они, господа в треуголках и париках, рука — на эфесе сабли, в глазах — авантюрный огонь. А вот по узорчатому паркету, отражаясь в зеркалах, в призрачном разноцветном свете сколь­зят юные танцоры в кринолинах и атласных камзольчиках… 

А если бы свидетелю еще пояснили, что находится он в придворном театре князя Иеронима Радзивилла, где идет репетиция под присмотром строгого директора театра синьора Пуччини и его улыбчивого брата Джованни. А вот там, в кресле, новый княжеский доктор герр Лотман с ассистентом Францем Магнусом. Впрочем, какие они немцы‑лазутчики: беглый школяр Менского иезуитского коллегиума Прантиш Вырвич и его слуга доктор Балтромей Ледник пробрались в замок спасать пленницу князя… 

Это не мистика — это очередная ночная смена у съемочной группы фильма «Авантюры Прантиша Вырвича» по роману белорусской писательницы Людмилы Рублевской.

...От того, чтобы поверить в провал во времени, спасут… команда «Мотор!», ослепительный свет прожекторов, очаровательные, но вполне современно одетые девушки с объемными косметичками, то и дело подбегающие к героям XVIII века подправить грим. Да, это не мистика — это очередная ночная смена у съемочной группы фильма «Авантюры Прантиша Вырвича» по роману белорусской писательницы Людмилы Рублевской.

В гости к Иерониму Радзивиллу

За съемками фильма вот уже который месяц следит вся страна. И не только потому, что это первая в истории белорусского кинематографа авантюрно‑приключенческая лента, да еще о XVIII веке, но и потому, что съемки проходят в красивейших уникальных местах Беларуси — кроме Мирского замка, зритель увидит Несвиж, Лидский замок, костел в Гольшанах, старинную барочную церковь в Вольно, пейзажи Станьково, сохранившиеся древние строения Прилук и Бобруйска. Ведь месседж картины, так же как и серии романов Людмилы Рублевской, — показать Беларусь не в лаптях, а европейскую страну с богатой историей, в которой были свои рыцари и дамы, философы и доктора, театры и бродячие музыканты.


Этой ночью переносимся во владения сурового магната, чью роль в фильме блестяще играет Вячеслав Павлють. Для театра Иеронима Радзивилла в Слуцке выстроили отдельное здание — Комедихаус. Артистов набирали со всей Европы. В балетную труппу брали также детей мещан и крестьян. Дисциплина была крайне жесткая. Зато искусством своим удивляли всю Европу!

Так же, как ученики Минского хореографического училища, изображающие придворных артистов. Очаровательные девочки с напудренными высокими прическами, мальчики с прямой осанкой. В кадре репетицию балета проводит итальянец Джованни в парике, похожем на облако, — это артист Сергей Жбанков. А вот и настоящий учитель юных танцоров: Уран Акперович Азимов. Не спускает глаз с воспитанников, поправляет движения, интересуется, не хотят ли пить… Нелегко ведь — ночные съемки! Но вся съемочная группа в восхищении: дети раз за разом повторяют менуэт, их движения точны, а осанку и постановку рук сохраняют даже в перерывах. На вопросы, не устали ли, отвечают — нет. Интересно. 


— Всякий подобный опыт полезен, — рассуждает Уран Акперович. — В их жизни подобные испытания встретятся не раз. Артисты должны уметь в любых условиях собраться и отработать.

Замки в роли замков

Жанр авантюры и фантасмагории предполагает мистификацию. События Слуцкого замка снимаются в Мирском. Лидский замок исполняет роль Полоцка. Несвижский дворец, исконное владение Радзивиллов, превратился в резиденцию князя Сапеги. 

Большая часть фильма уже отснята, только ночных смен позади почти два десятка. 


— Сегодня работаем семнадцатую ночь подряд, — улыбается режиссер Александр Анисимов. — Уже как‑то и втянулись. 

Артистами, занятыми в картине, режиссер доволен. 

— Все играют блестяще, почувствовали на себе костюм. И Иван Трус, играющий Ледника, и Георгий Петренко — Прантиш — сроднились с образами. Очень благодарен постановщику трюков Роману Королеву. Его ребята всегда приезжают на площадку и так работают, что получаешь кайф. 


Старинные часы немного зловеще тикают в полутемном зале. Прантиш Вырвич устало присел: ему еще Балтромея Ледника разыскивать! А как молодой артист Георгий Петренко вжился в XVIII век?

— Знаете, бывают такие моменты, когда все складывается: костюм, интерьер, сцена… И когда после съемки садишься в машину, тебя накрывает: ты чувствуешь себя в ХХI веке человеком из другой эпохи. За такие моменты полного погружения и люблю профессию. Удивительно было осознать многие вещи, непонятные современному человеку: отношения господина и слуги, например. Или узнать о праве либерум вето, которым пользовалась шляхта в Речи Посполитой. 

В рациях, которые есть у каждого ответственного работника киногруппы, звучит голос второго режиссера Анны Борозны: нужно идти на площадку. В тридцатый раз звучит Pur Ti Miro, Pur Ti Godo. Призрачные тени в кринолинах и париках скользят по стенам. А где‑то за стенами древнего замка встает солнце… Скоро конец смены. У «Авантюр Прантиша Вырвича» еще более полугода пути к зрителю. Ждем!

Лариса ПЕТРОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter