Общий трудовой стаж хлеборобской династии Миничей из Смолевичского района более 200 лет

Cыновья за отцов

Фамилия Минич в Курганском сельсовете Смолевичского района настолько распространенная, что даже попала в трилогию «На росстанях». Якуб Колас ввел в свое произведение образ ученика Гришки Минича. В музее Верхменской средней школы, где когда-то учительствовал Константин Мицкевич, а сейчас расположился музей Песняра, хранится фото его прототипа — Николая Степановича Минича.

Представители династии на областных «Дажынках» в Борисове – Андрей Минич, Елена Лаврецкая, Александр Минич и Геннадий Лаврецкий.

Много ветвей у этого наследственного родового имени, все они переплетаются и расходятся: кто-то из представителей родственники, кто-то просто однофамильцы.

Одна из них берет начало от Владимира Минича, ушедшего на фронт и сгинувшего там безызвестно. Младший сын фронтовика, тоже Владимир, родившийся в 1942-м, оставил, пожалуй, самый глубокий след на земле. Сколько борозд вспахали на родных полях, сколько зерна намолотили он и его наследники, трудно подсчитать. Как-то в РУП «Шипяны-АСК» к общему знаменателю привели трудовой стаж династии — получилось больше 150 лет. Ну а если приплюсовать годы работы на земле всех невесток и зятьев, то и за 200 перевалит.

Елена

Деревня Курганы оправдывает свое название. Здешние холмы — старинные захоронения, таящие многие загадки. Молочный комплекс тоже расположился на возвышенности, а в низинке полукругом дома. Невдалеке дорога на червенские Рованичи. Бригадир Елена Лаврецкая — старшая дочь известного в хозяйстве тракториста Владимира Владимировича Минича:

— Родилась в 61-м в деревне Журавок, откуда и папа. Его вырастила тетка: мать умерла при родах, оставив шестерых детей, отец погиб на войне. Наша мама с Витебщины приехала сюда на лесозаготовки. Здесь и познакомились, поженились. Потом семья перебралась в Курганы. Сестра 63-го года рождения, единственная среди нас, кто обосновался в городе, — ее трудовая биография связана с трикотажной фабрикой «Світанак» в Жодино. В 65-м родился брат Сергей, в 70-м — Андрей. Всю жизнь мы проработали в хозяйстве — вначале в совхозе «Курганы», потом в СПК, которое присоединили к «Шипянам». У нас нет такого, чтобы бегали с места на место. Если честно, я Андрея уговаривала: «Иди в город, хоть «подметайлом». Но не его это.

Самый первый телевизор марки «Неман» в Курганах купили в их семье. Владимир Владимирович заработал на посевной и уборке. Вся улица собиралась смотреть кино.

Воспитанием в семье вроде и не занимались, прививали лучшие качества родительским примером. Детей воспитывали в труде, но любви хватало на всех. К Пасхе всех одевали в обновки. Мама, свинарка на ферме, прибежит на час, покормит домочадцев и опять на работу. Отец все время в поле. По вечерам во дворе — на земле под трактором —  или хлопочет по хозяйству. Таким его и запомнила Елена Владимировна, на которую как на старшую дочь легли все работы и заботы:

— Мы держали двух коров, свиней. Брали «дялки» свеклы. Пололи, убирали. Из 10 тонн накопанных бураков тонна оставалась работнику. Больше урожай — больше и ты получишь кормов. Ходили рвать лен. Наравне со взрослыми трудились дети. На большую семью много заготавливали на зиму съестных припасов. В десятилитровые бутли закладывали грибы, в бочках солили огурцы, квасили капусту. Папа любил щи из кислой капусты, бабку с румяной корочкой от духа в печи.

После школы Елена попыталась сбежать от сельской жизни, поехала поступать в текстильное училище, но не прошла медкомиссию. Вернулась домой как раз во время уборочной. Отработала месяц учетчицей, ее приметил совхозный бухгалтер: очень быстро и точно цифры запоминала, словно фотографировала. Правда, идти в бухгалтерию сразу не осмелилась, все-таки с деньгами дело надо иметь. Тогда мама посоветовала: «Иди попробуй!» Получилось. Через некоторое время директор Николай Вячеславович Малец сделал предложение, от которого нельзя было отказаться: «Дам квартиру с условием, что пойдешь работать кассиром». Как раз сдавался совхозный дом. Так во все времена решался кадровый вопрос.

Муж Николай тоже трудится (теперь в «Шипянах-АСК») сварщиком. И тоже любит землю. Уход за огурцами и чесноком для супруга — отдых после работы.

Жилье, конечно, надежно привязывает, но только когда в душе живет эта самая привязанность к сельскому укладу. Вот и ее старший сын Геннадий, вернувшись со срочной службы, остался в хозяйстве — крепче стать на земле помог выделенный дом в Алесино. На хорошем счету в «Шипянах-АСК», гордится мать. Старший внук любит с папой покопаться в гараже. Видно, найдет продолжение наследственная жилка.

Второй сын Лаврецких обосновался в Молодечно, но и его семья имеет прямое отношение к сельскому хозяйству: невестка — сыродел на молочном комбинате.

На комплекс Елену Владимировну пригласили помощником бригадира, вскоре, поднаторев в теории, смогла руководить сама. Когда пришла 15 лет назад на МТК, сдавали около 4 тонн молока, сейчас — 8,5. Как и в детстве, руководит братьями — Андрей и Сергей на комплексе трудятся трактористами. Жена Андрея работает телятницей, занесена на Доску почета. Надежная родня в тылу — смело можно находиться на передовой.

 Андрей

До армии младшего сына Владимира Владимировича Минича, Андрея, не влекло к технике:

— Никогда бы не подумал, что буду трактористом. Это Сергей все время с отцом, а я и не смотрел в их сторону. Уехал в город. Хотел служить в милиции, попробовал строительной романтики, а потом потянуло назад. В городе при большом скоплении людей, при вечной суете ты все равно одинок. Ну а в колхозе куда идти работать? На мехдвор и на трактор. Во время жатвы устроился помощником на комбайне у брата. Опыта набрался, выучился на тракториста, стал комбайнером. Дали дом в Алесино.

В этом агрогородке на новых улицах легко заблудиться — много настроили жилья. Ну а центра такого нет, пожалуй, ни в одном другом хозяйстве. Старинные постройки красного камня панской винокурни начала прошлого века служат до сих пор. Алесинский завод Ваньковичей до войны функционировал по назначению, а потом был заброшен, несмотря на то, что его дома хорошо сохранились. Возвратили их к жизни в начале 1990-х благодаря тогдашнему руководителю Федору Привалову. В них размещаются дирекция сельхозпредприятия, кафе. Здания отремонтированы, территория вокруг содержится в порядке, и Алесино сегодня — редкий пример разумного и цивилизованного отношения к историческому наследию.

Добротное жилье у хозяйства можно выкупать. И на все четыре стороны. Династия Минича не из таких бегунов, живет по правилу: от добра добра не ищут. Андрей Владимирович долго думает, давал ли какое наставление отец:

— Вроде никогда высокопарных слов не говорил. У него все братья и сестры разъехались по городам. Батька, бывало, выправится в гости, а назавтра возвращается. Не мог больше выдержать в городском муравейнике без дела. Вся деревня прибегала к нему за помощью: то привезти что-то, то вспахать. Никому и никогда не отказывал. Мы такими же выросли.

Сергей

Среднего брата, Сергея Минича, на комплексе в Курганах я не застала, его отправили на другую ферму с погрузчиком. В Алесино отвезла меня на подержанном «Опеле» оператор машинного доения Маша Деркач. Маникюр с долговременным покрытием, модные очки, стильная шапочка — ни малейшего налета провинциальности. Самое трудное в работе на ферме — просыпаться в пять утра, признается девушка:

— Зато я первая управляюсь. Доярки за это недолюбливают, но Елена Владимировна ценит. Золотой человек наша заведующая.

Сергей Минич надеется, что увидит в хлеборобской когорте и своих внуков.

Маша — минчанка, в деревне вышла замуж и осталась ради жилья. Ее мужу Сергею Деркачу передал свой комбайн «Лексион-510» Сергей Владимирович, когда прихватила спина. Впервые за многие годы он не участвовал в жатве, попросился на более легкую работу: «Думаю, подлечусь, и еще пару раз включусь в уборочную. Летом смотрел на поле, и все внутри закипало — так тянуло на комбайн».

Тяга к технике у Сергея Владимировича от отца. Как когда-то батька, часто дома занимается ремонтом:

— Это ж моя кормилица, почти как жена. Ее и погладить надо, и подмазать. Считай, с шестого класса пошел в помощники к отцу. После армии сел в «Ниву», работал на разных СК, потом «Дон» получил. И с тех пор, с 1992 года, то первое место в районе, то второе. Правда, сейчас наступила жесткая конкуренция. Хоть у меня и «Лексион» был, но не самый мощный, а белорусские комбайны начали делать хорошие, трудно угнаться. Чтобы больше других намолотить, свой талант необходим, свои секреты. Я их, конечно, не держу в тайне, делюсь с молодежью. Вот и Сергею Деркачу много чего передал, сыну Александру.

Сергей Владимирович — технарь, но в душе романтик. Любит вечером постоять на крыльце своего большого дома и послушать пение птиц, из всех месяцев года больше любит август за жатву, за ту щедрость, что дарит эта пора. Любит с соседями шашлычок поджарить. Через забор живет бывший директор совхоза, взявший когда-то его в хозяйство, Николай Мечиславович Малец. Это он надоумил: «В город свалить всегда успеешь».

Особая гордость — его внуки: трое живут с ним, два других навещают деда в выходные. Правда, тот по субботам, иногда и в воскресенье на работе. Но когда приезжает домой, в кабине трактора мальчишки обязательно посидят, радуется он за наследников:

— С детства надо любовь к земле и технике прививать. Надеюсь, внуки продолжат династию. В хозяйстве меня уважают. Так что жизнь прожил не зря.

 Александр

В прошлом году на районных «Дажынках» вместе стояли два комбайнера из одной семьи — Сергей Владимирович Минич и его сын Александр, лучший среди молодежных экипажей. Младший Минич тоже не в первый раз на пьедестале. И все благодаря отцу, не приписывает все лавры себе Саша:

— Чуть что заскрипело, засорилось, забарахлило — сразу в телефон. Не было такого случая, чтобы он сразу не указал причину. Как скажет, так и сделаю. Но в выборе профессии советов не давал. Сам пошел учиться на тракториста. Отец только сказал: «Ну, попробуй нашего хлеба». А иначе я, выросший в деревне, с детства сидевший за рулем трактора на коленках отца, поступить не мог. Нисколько об этом не жалею. Есть работа, которая нравится, любимая жена и дети. Обустраиваю свой дом. Как в той присказке: посадил дерево, воспитываю сына, вот только дом не сам строил — получил от хозяйства.

В следующем году Александр Минич по возрасту не попадает в разряд молодежных экипажей, надо будет соревноваться во взрослой категории, возможно, с отцом. Думаю, победа сына будет лучшей наградой заслуженному комбайнеру.

klimovich@sb.by

Фото автора и Лидии Судникович
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter