В Березовской детской школе искусств занимаются профессиональным обучением игры на гармошке

Чтоб деревня не вдовела, нужен... гармонист

Еще в середине 1980-х годов с экранов телевизоров гармонист Геннадий Заволокин по всей стране «резал» деревенским звонкоголосым инструментом сердца своих поклонниц. Самородков-музыкантов находили в России, и родиной гармошки одни исследователи считают эту страну, другие — Германию. И в наших деревнях под нее пели песни и устраивали танцы. Но, на мой взгляд, сейчас инструмент незаслуженно забыли, его редко услышишь даже на деревенских свадьбах. Все тянутся к новому, современному. Для обычного слушателя звук гармони, баяна или аккордеона — практически одно и то же. Профессионал, даже не глядя, сразу определит на слух заливистую «хромку» или тульскую однорядку.


К СОЖАЛЕНИЮ, живое исполнение образцового ансамбля гармонистов «Картузяне» Березовской детской школы искусств удалось посмотреть и послушать в полном составе только в записи. Но мне повезло. Прямо во дворе школы специально для журналиста «СГ» растянули меха три гармониста из этого коллектива — лауреат республиканских и международных конкурсов, стипендиат специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи
Иван Шульгин, лауреат четырех областных и международных конкурсов Коля Сущевич и художественный руководитель ансамбля Игорь Сиричник (на снимке). Вспомнила, как мама в детстве учила меня «под язык» танцевать «Кракавяк» и «Падэспань», а еще «Абэрак». Мелодию первых двух танцев тогда быстро уловила, а вот третий никак не могла. Да и забыла о ней, если честно, как и о самом танце. И тут гармонисты объявили: «Абэрак!» Слушать их была готова часами.

Руководитель «Картузян» преподает в музыкальной школе игру на баяне, последние годы увлекся гармонью. Это и вылилось в создание в 1992 году детского ансамбля, творческие достижения которого подтверждают многочисленные дипломы I—III степени, висящие на стене кабинета, — Республиканский фестиваль национальных культур «Суквецце культур», областные фестивали народной музыки «Грай, гармонік!», международный фестиваль народной музыки «Звіняць цымбалы і гармонік».


Конечно, в первую очередь в этом заслуга педагога, у которого за плечами музыкальное училище и институт культуры. Но, как говорит сам Игорь Григорьевич, без его талантливых воспитанников не было бы такого успеха. Восьмилетний Коля Сущевич — один из самых юных «картузян». Занимается в музыкалке второй год, преподаватель возлагает на него большие надежды. Иван — самый старший, окончил музыкальную школу в 2018 году по классу баяна, но пока учится в общеобразовательной, покидать коллектив не собирается. Тем более что после 11 классов планирует поступать дальше. Только на распутье из-за того, что хочет выбрать гармонь, но такой специальности нет ни в одном учебном заведении Беларуси.

Признается, этот инструмент любит больше всего за его голос, хотя лауреатом и стипендиатом стал за игру на баяне. С улыбкой шутит: «Играть легче. Баян весит 16 килограммов, а гармошка 4».

— В представлении многих людей гармонь — нечто простое, обыденное, деревенское, что ли, на чем исполняют только частушки, — дополняет наставник. — На самом деле это интересный и не менее сложный инструмент, чем любой другой.

В подтверждение слов преподавателя Иван тут же нажимает на клавиши и играет отрывок из произведения немецкого композитора Георга Генделя. Звучание сочное и объемное. Закрыв глаза, можно подумать, что это орган. По правде говоря, классику в таком исполнении даже не представляла, хотя на баяне и аккордеоне слышала и сама играла. Игорь Григорьевич, заметив мою реакцию, поясняет:

— Конечно, мы много работаем с народной музыкой. Но хочется показать этот инструмент с другой стороны. К сожалению, в Беларуси никто не пишет специально для гармони. Приходится иногда сочинять самому, уже есть небольшие сборники. 

Практически каждую мысль своего наставника ученик сопровождает музыкальными комментариями. То отрывком «Весельчак» из авторской сюиты Игоря Сиричника «Семь гномов», то «Колыбельной мамы» из четырехчастной сюиты «Бронная гора». Первое произведение, понятное дело, говорит само за себя. А вот история Бронной горы, расположенной в Березовском районе, трагическая. В годы Великой Отечественной войны это было место массового уничтожения фашистскими оккупантами мирного населения. И автор, и исполнитель должны прочувствовать то, что там произошло, и донести эти же чувства слушателю. 

ЗВАНИЕ образцового ансамбль получил в 2011 году. Сейчас в составе 14 исполнителей в возрасте от 6 до 14 лет. С 1992 года выросло несколько поколений талантливых музыкантов. Многие из бывших воспитанников Игоря Григорьевича и сегодня, так или иначе, связаны с музыкой. На юбилейном концерте, посвященном 25-летию ансамбля, выступали в том числе и выпускники, с инструментом не расстаются до сих пор.

Кстати, об инструментах. В основном ребята пользуются личными. Запас школы небогат и давно требует обновления. Лет 5 назад купили две новые гармошки ZONTA молодечненской фирмы, но удовольствие далеко не дешевое. А разве можно качественно исполнять произведения на добитых инструментах? Осмелюсь обратиться к тем, кто может помочь коллективу в этом вопросе, он того заслуживает. Нужно только услышать хотя бы раз. И было бы здорово, если бы наша белорусская гармонь звучала чаще. Ходило когда-то в народе выражение: «Деревня без гармони, что вдова». А не хотелось, чтобы так было.

Пыталась найти через интернет колледжи, где есть отделение по классу гармони. Потом прозвонила наугад несколько музыкальных школ по всем областям. Не нашла. Такое занятие можно оформить лишь как дополнительный инструмент. Основным не может быть, нет специально разработанной программы. У Игоря Григорьевича уже есть собственная. Обратилась на факультет народных инструментов Белорусской академии музыки, мне ответили: «У нас не обучают игре на гармони, только на баяне и аккордеоне. Судя по всему, в наших белорусских музыкальных школах такого предмета нет. По крайней мере, мы не слышали». 

Еще вопрос: в каком творческом состязании в Беларуси можно принять участие гармонисту? В Минске раз в три года проводится Республиканский открытый конкурс исполнителей на народных инструментах имени Иосифа Жиновича. Престижно, солидно. Но опять же, в нем соревнуются исполнители на баяне, аккордеоне, цимбалах, балалайке и домре-мандолине. Всего 5 номинаций. Вероятно, единственный конкурс, где можно показать себя гармонисту, — Республиканский фестиваль-конкурс детского искусства «ЛьВёнок», проводимый в Лиде. В 2018 году впервые там ввели новую номинацию — «Гармонь».

В прошлом году «Картузяне» провели экспедицию по деревням Березовского района, искали гармонистов-самоучек, которых остались считаные единицы. У них записали несколько аутентичных мелодий: в Песках — кадриль, в Сельце — «Абэрак», в Спорово — польку… Пока не ушли последние носители местной культуры, стараются их музыку не только воспроизвести, но и сохранить на нотном стане.

ОДИН из старейших и опытных музыкантов-виртуозов Дмитрий Ровенский — руководитель заслуженного любительского коллектива «Дударики», созданного при столичной гимназии № 14. Его личная коллекция гармоней — около 100 экземпляров. Знаю, у него была идея создать Белорусский клуб гармонистов. Но насколько она жизнеспособна? Об этом Дмитрий Дмитриевич рассказал сам:


— На эту тему мне говорить грустно. Наверное, на всю столицу я один гармонист остался. Есть детские ансамбли «Картузяне» из Березы и «Аношкаўскія музыкі» из Несвижского района, да еще несколько взрослых хороших музыкантов по городам и весям. Проблема еще в том, что нет ни мастеров, ни качественного материала для изготовления инструмента, а играть на дровах, простите, невозможно. Я с гармонью больше 65 лет и отлично разбираюсь в качестве. Еще волнуюсь, что нашим «Дударикам» грозит закрытие после 50 лет работы. Сокращаются количество часов и ставки музыкантов в общеобразовательной школе. Можно оказывать платные услуги, но в месяц занятие будет стоить рублей 150. Много народа пойдет? Мы уже обратились в Министерство образования с письмом, ждем ответа. Что касается Белорусского клуба гармонистов, то несколько лет назад совместно с нынешним президентом Белорусского фонда культуры Тадеушем Стружевским мы его открыли. Но продержались год, большие деньги нужны. Сейчас снова надеемся возобновить работу в этом направлении.

chasovitina@sb.by

Фото автора и из архива Березовской ДШИ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter