Видеорегистратор и квадрокоптер помогают витебским экспертам-автотехникам устанавливать причины ДТП

Что след покажет

Аварии на дорогах происходят каждый день. В некоторых из них нет очевидцев или, к сожалению, рассказать о трагедии уже некому. В таких сложных случаях одна надежда — на выводы автотехнической экспертизы. 

Важна каждая деталь 

Для экспертов  управления Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области нет мелочей. Любая деталь — от четких следов торможения до едва различимых осколков поворотника — имеет значение. Она еще на шаг приближает к ответу: как произошло ДТП на самом деле. 

В кабинете у заместителя начальника управления криминалистических экспертиз и учетов управления Госкомитета судебных экспертиз по Витебской области Александра Никитина есть модель Mercedes-Benz. Она лишь выглядит как большая игрушка, но по ней можно изучать устройство автомобиля.

Можно ли говорить, что рисунок протекторов шин эксперты читают, будто открытую книгу? Александр Никитин, заместитель начальника управления криминалистических экспертиз и учетов управления Гос­комитета судебных экспертиз по Витебской области, на секунду задумывается:

— Скорее разгадывают, как кроссворд, ведь, несмотря на определенную схожесть, каждый случай по-своему уникален. Его предстоит скрупулезно изучить: исследовать техсостояние транспортных средств, скорость, с которой они двигались, наличие неисправностей и времени их возникновения. Нужно понять, мог ли водитель избежать аварии… Из этих и других подробностей, словно из пазлов, складывается общая картина. А рисунок протектора, действительно, играет немаловажную роль. По нему можно судить о состоянии ходовой части автомобиля, а если в шине есть дефект, то это уникальный след, как отпечаток пальцев рук.

Любовь к технике — с детства 

В кабинете Александра Никитина замечаю любопытную вещь — масштабную модель оригинального Mercedes-Benz. Она лишь выглядит как большая игрушка — на самом деле вполне себе учебное пособие. Под серебристым съемным корпусом спрятана автоматическая коробка передач, подвеска… Все, как в настоящем авто, только меньше. На таких образцах тоже обучают экспертов-автотехников, улыбается собеседник:

— Тот, кто приходит в нашу службу, с автомобилями, мотоциклами и т.д., как правило, на «ты». Кстати, с недавних пор проводить судебные автотехнические экспертизы в Витебске стало еще удобнее. После модернизации условия в нашем боксе по улице Гагарина улучшились. 

Уроженец Городка Александр Никитин загорелся техникой еще в детстве. Его отец был строителем, дед плотником — словом, все поколения мужчин в их семье знали, как работать и руками, и головой. Наш герой стал инженером-механиком. В школьную пору часто пропадал в гараже, вспоминает он:

— Пока друзья, одноклассники гоняли на мотоциклах, я был тем самым парнем, к которому обращались, если нужно было что-то отремонтировать, заново поставить на колеса. На права сдал во время учебы в местном техникуме (сейчас Городокский аграрно-технический колледж. — Авт.). Тогда же опробовал на дорогах райцентра бодрый отцовский «запорожец». А первая долгожданная иномарка появилась у меня гораздо позже, уже после окончания столичного вуза, женитьбы…

Интересно, что Александр Юрьевич до сих пор верен своему хобби. Помимо работы, находит время на починку, реставрацию настоящих раритетов мототехники. Фактически возвращает старые мотоциклы, ржавеющие под забором у знакомых и родственников, из небытия. Один из ярких примеров — восстановленная им Jawa 360, в народе «старушка». Мотоцикл, которому без малого полвека, знают все, кто смотрел культовый мультфильм «Ну, погоди!» и обращал внимание на средство передвижения стиляги Волка. 

Колесо обозрения

Лопнувшая камера фуры Volvo два года назад послужила причиной трагедии на трассе М-3 в Бешенковичском районе. Внезапно вильнувший на встречную полосу автопоезд столкнулся с красной «девяткой». Водитель последней погиб. Исследовав предоставленные колеса, эксперт-автотехник ГКСЭ установил, что покрышка легкового автомобиля разгерметизировалась из-за столкновения, а грузового — разрушилась до ДТП. Кроме того, о движении автопоезда на спущенном колесе говорила следовая картина на месте происшествия.

Опасные маневры

Без благоразумной осторожности, максимальной внимательности на дороге не обойтись, рассуждает эксперт:

— Но это не панацея, а только одно из слагаемых безопасной езды. Все равно есть поправка на состояние дорожного полотна, погодные условия. Никогда не забуду первое свое громкое дело почти 20-летней давности. В страшном ДТП погибла целая семья — мать, отец и двое маленьких детей. 

О запоминающихся делах, когда установить истину помогла судебная автотехническая экспертиза, говорим и с Александром Радовским, начальником сектора автотехнических экспертиз отдела криминалистических экспертиз управления ГКСЭ по Витебской области. На память Александру Сергеевичу сразу же приходят случаи, когда водитель никак не мог предотвратить аварию. Такое бывает, например, при внезапном разрыве шины колеса. Довольно популярное среди автолюбителей оправдание ДТП должно быть официально подтверждено экспертом-автотехником. Нарочно вводить следствие в заблуждение не имеет смысла, говорит собеседник:

Главный эксперт сектора технических экспертиз Андрей Малаховский детально изучает состояние машины, чтобы понять, мог ли водитель избежать аварии.

— Специалист все равно определит, произошла разгерметизация до аварии или стала ее следствием. Характер повреждений поверхности покрышки в разных ситуациях имеет свои неповторимые особенности.

Определить ход аварии помогают и современные технологии. Например, автомобильные видеорегистраторы, отмечает Александр Сергеевич:

— Благодаря камере, можно максимально точно рассчитать скорость движения, восстановить механизм ДТП. Скажем, водитель легковушки, несмотря на запрет, выехал на встречную полосу и обогнал мотоцикл. Как итог — привлечение к административной ответственности. Желая избежать наказания, нарушитель оправдывал свои действия тем, что мотоциклист ехал со скоростью меньше 30 километров в час.

Будь это правдой, обгон не стал бы нарушением Правил дорожного движения. Но запись, сохраненная видеорегистратором мотоцикла, стала ниточкой, указавшей, что мотоцикл ехал со скоростью 39,6 километра в час. 

Анализ автомобильной шины помогает государственному судебному эксперту сектора технических экспертиз Денису Лебедеву установить причину ДТП.

Показательно и ДТП, произошедшее недавно в центре Витебска. На парня, перебегавшего дорогу вне пешеходного перехода, совершил наезд водитель легкового автомобиля. Запись видеорегистратора и тщательные расчеты экспертов управления ГКСЭ по Витебской области позволили установить, что от момента появления пешехода до наезда прошло меньше 1,5 секунды. Слишком мало, чтобы у водителя был шанс предотвратить происшествие.

Кроме того, эксперты используют и профессио­нальный квадрокоптер. Это дает отличную возможность изучить картину ДТП в целом. 
К помощи экспертов-автотехников ГКСЭ прибегают не только при расследованиях. Автолюбители тоже обращаются в управление. Наиболее частая причина — судебные споры с ремонтниками и желание достоверно узнать, качественно или нет сработали специалисты СТО.
naumova@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter