Чем обернется для «Убера» заключение Нацбанка?

Что не так с «Убер»?

На днях появилась информация о том, что Национальный банк в служебной переписке с Ассоциацией белорусских банков сделал вывод, что схема расчетов популярного сервиса «Убер» с транспортными компаниями не соответствует белорусскому законодательству. Речь о нарушениях в сфере оборота иностранной валюты. «Убер» — зарубежная компания, оказывает услуги своим белорусским партнерам — транспортным фирмам, которые занимаются перевозкой пассажиров. При этом клиенты оплачивают услугу по безналичному расчету белорусскими рублями, которые через посредников получает иностранная компания. Она забирает часть суммы себе, а оставшиеся деньги перечисляет на счета белорусских перевозчиков уже в долларах. Однако по нашему законодательству такие расчеты не могут происходить в иностранной валюте. 


Неужели теперь деятельность «Убера», к которому так привыкли пользователи такси, окажется под запретом?

С этим вопросом мы обратились к председателю Ассоциации белорусских банков Александру Кучинскому. Он рассказал, что банки сами послали запрос в Нацбанк с просьбой разъяснить ситуацию. И вот почему: «Ассоциация — некоммерческое объединение всех банков. И те вопросы, которые волнуют большинство ее членов, попадают на обсуждение к нам. Если вопрос не частного характера, а представляет интерес для большого числа участников ассоциации, мы обращаемся с ним в компетентные органы. Так произошло и с «Убером».

А.Кучинский также отметил, что в ответе, полученном от Нацбанка, речь не идет о незаконности работы сервиса в нашей стране. В нем говорится о нарушениях в схеме расчета, которая поддается корректировке. «Любая организация, которой стало известно о допущенных нарушениях, подумает прежде всего о том, как исправить ситуацию и начать работать законно», — поделился размышлениями Кучинский, добавив, что никто из членов ассоциации не желал бы, чтобы «Убер» перестал работать. По его мнению, наоборот: эта информация — стимул для того, чтобы проанализировать свою деятельность.
Как сообщили в Национальном банке, вчера во второй половине дня прошла рабочая встреча представителей компании «Убер» в Беларуси с представителями Нацбанка, где были обсуждены нюансы работы и выработаны механизмы решения существующей проблемы.
 В этом году нидерландская компания «Убер» заключила договор о слиянии с российским «Яндекс.Такси». Именно после этого решения расчет с белорусскими компаниями начали проводить в долларах. Иван Касабуцкий, директор ООО «Кайвагрупп», партнер «Убера» в Беларуси, рассказал, что пока не слышал о претензиях Нацбанка к «Уберу». Однако он считает, что переход на расчет в белорусских рублях был бы очень хорошим решением: «Мы заключили с «Убером» договор уже довольно давно. Когда работали напрямую с Нидерландами, все расчеты происходили в рублях. Однако когда они объединились с «Яндексом», рассчитываться с нами стали из Москвы и в долларах. Это крайне неудобно для нас. Доллары нужно каждый раз продавать на бирже, возникают сложности и у нашего бухгалтера. Было бы хорошо вернуться к расчету в рублях».

Юрист Максим Слепич считает, что возникновение этой ситуации напрямую связано с несовершенством законодательства в части расчета с третьими лицами: «Сейчас в Беларуси практически невозможно принимать платежи в пользу третьих лиц. Если вы приобретаете товар или услугу через посредника, то курьер или исполнитель вашего заказа обязан перечислить деньги тому, кто изначально предоставляет ему возможность работать. Проблема в том, что сегодня законодательство говорит, что такие действия — это так называемые расчетно–кассовые операции, на которые требуется банковская лицензия». Однако этот вопрос уже решается. Так, в экономическом сообществе активно обсуждается концепция проекта закона «О платежных услугах в Республике Беларусь», опубликованного на сайте Нацбанка. «Планируется, что с принятием документа мелким игрокам рынка (курьерам, доставкам, агрегаторам такси и так далее), — говорит Слепич, — позволят принимать платежи от пользователей и перечислять их конкретным исполнителям без банковской лицензии. В том числе в нашей стране будет удобнее работать фирмам, принимающим трансграничные платежи. Например, booking.com или airbnb.com».

Как бы ни развивалась ситуация, нельзя оспаривать преимущества сетевых сервисов, которые завоевали популярность среди белорусов. Хочется верить, что экономическая казуистика будет устранена и никак не отразится ни на пользователях, привыкших к удобному поиску такси, ни на сотнях водителей.

isaenok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter