Рассказываем о видах спорта, которые вошли в программу II Европейских игр: борьба вольная и греко-римская

Что наша жизнь? Борьба!

Начав рассказ о борьбе с девушек, сегодня мы продолжаем исследование темы подробным экскурсом в мужские виды этого древнего и очень увлекательного единоборства. На повестке дня — борьба греко-римская и вольная. На II Европейских играх наши парни рассчитывают сражаться за медали почти в каждой весовой категории, а традиции белорусской борьбы таковы, что это никого не должно удивлять — белорусы во все времена обладали завидной силой и были весьма заметными личностями на ковре. Если чего им порой и не хватало для завоевания медалей, так это злости — мы добрые по натуре, а в спорте это не всегда является плюсом.

Атакует Сослан Дауров.
Фото БЕЛТА.

После того как развалился СССР и сборная Беларуси получила право выступать на всех крупнейших соревнованиях отдельной командой, была только одна Олимпиада, с которой наши борцы вернулись несолоно хлебавши — безмедальными. Случилось это, как ни странно, в Лондоне в 2012 году. Ирония судьбы заключается в том, что такой результат крайне нелогичен и даже абсурден, ведь тогда наша сборная привезла на Игры едва ли не самый сильный в истории состав. И все шло к тому, что медалей должна была быть целая россыпь. Однако цепочка случайностей и нелепостей привела к краху. О котором до сих пор вспоминается с грустью.

Трое наших представителей в греко-римской борьбе (Александр Кикинев, Тимофей Дейниченко и Иосиф Чугошвили) и один в вольной (Сослан Готциев) боролись тогда в малом финале и уже практически держали в руках бронзовые медали. Однако в последний момент их упускали. Плюс двукратный чемпион мира Алим Селимов, который ехал в Лондон одним из фаворитов, но из-за травмы оступился и также пролетел мимо пьедестала. Судьба каждого из них сложилась потом по-разному. Дейниченко не сумел в итоге реализовать свой высочайший потенциал в борьбе даже наполовину. Селимов карьеру вскоре закончил и ушел на менеджерские должности в футбол. А Кикинев ныне живет и тренирует в США, и, говорят, два его сына, которые пошли по стопам отца, имеют очень неплохие шансы в будущем не только повторить достижения родителя, но и превзойти его. Вот только под каким флагом они будут выступать? Жаль, если под «звездно-полосатым»...

Сергей Демяшкевич, Александр Павлов, Сергей Лиштван и Валерий Циленть, Дмитрий Дебелка, Вячеслав Макаренко, Михаил Семенов и Джавид Гамзатов — это все наши призеры Олимпийских игр в греко-римской борьбе. Справедливости ради заметим, что золота у нас не было со времен великолепной победы Камандара Маджидова в Сеуле-1988. А до того побеждал лишь Олег Караваев в далеком 1960-м. У вольников ситуация схожая — медали есть, а чемпионов нет. Великий Александр Медведь — это отдельная песня, а кроме него — лишь два серебра: Алексея Медведева и Сергея Смаля. Да бронза Мурада Гайдарова и Ибрагима Саидова. Кучно, но точное попадание в цель — удел лишь избранных.

Иван Янковский — один из самых опытных борцов в сборной.
Фото Владимира Шлапака.
Есть ли такие в нынешней обойме нашей команды? Хочется верить, что да. Конкуренция в мире нынче просто аховая — в каждой стране есть хоть один борец, который всегда рассчитывает на медали. А если говорить о таких монстрах борьбы, как Россия, Турция, США, Иран, Азербайджан, Грузия, то победить любого спортсмена из этих стран — сродни подвигу. И они иногда случаются. Сегодняшняя сборная Беларуси — своеобразный сплав молодости и опыта. На последнем чемпионате мира всех удивил, к примеру, Иван Янковский, завоевавший серебро. Ивану 31 год, и он как раз из тех, на чьих плечах держится каркас команды вольников. Не сказал своего последнего слова и 29-летний Али Шабанов, четырежды (!) за последние 6 лет возвращавшийся домой с бронзовыми наградами чемпионатов мира. А стабильность, как известно, признак мастерства. Ну и, конечно, Александр Гуштын. Этот 25-летний парень с трех подряд чемпионатов Европы привозит домой серебро. До золота пока не хватает чуть-чуть. Хочется верить, что на II Европейских играх эта малость будет преодолена и родные стены помогут Александру победить и ступить на высшую ступеньку пьедестала.

От Баку до Минска

На I Европейских играх в Баку четыре года назад наши борцы завоевали 4 медали. К сожалению, на высшую ступень пьедестала никто подняться не сумел. Наиболее близок к золоту среди борцов греко-римского стиля был Сослан Дауров, в финале боровшийся с российским спортсменом Степаном Мараняном. Схватка была жаркой, но сильнее оказался соперник — 3:0. Нынче Дауров постарается переплавить свое серебро в металл более высокого ранга. Также в финале боролся и представитель вольного стиля Алексей Шемаров. Наш чемпион мира 2011 года всеми силами старался составить конкуренцию более молодому турку Таха Акгюлю, но уступил. А Акгюль с тех пор почти непобедим и справедливо считается одним из лучших борцов мира. С бронзой вернулись домой также наши греко-римляне Виктор Сосуновский и Иосиф Чугошвили.

Две легенды

И в греко-римской борьбе, и в вольной у нас есть две личности, с именами которых ассоциируются эти виды спорта. Это Олег Караваев и Александр Медведь.

Маленький Алик Караваев в детстве был небольшого роста, но очень крепким от природы. Его отец играл на валторне, состоял в симфоническом оркестре оперного театра, но до войны всерьез увлекался гимнастикой и сыновей держал в тонусе. Плюс характером Бог наградил его младшего сына просто отменным: Алик всегда и везде стремился быть первым, не имел авторитетов и смело бросался в бой на любого, невзирая на силу, возраст и ранги. Он мог преуспеть в любом деле. Мог пойти и по криминальной дорожке, но имел повышенное чувство справедливости и очень добрую душу.

Спорт был в его крови. Зимой на ледовой площадке ему не было равных в хоккее, а летом в футболе. Он великолепно плавал. Боксировал. А борьба вошла в его жизнь довольно поздно, впервые порог зала он переступил в 16 лет! Многие в таком возрасте уже заканчивают, а Караваев всего спустя год стал чемпионом СССР среди юношей!

Олег Караваев — борец от Бога.

К борьбе Олега склонил старший брат Игорь. Он сам впервые ступил на ковер только в армии, выступал за «Динамо». Трижды становился серебряным призером чемпионата СССР в вольном стиле, а в 1955-м, когда первенство проводилось в Минске, выиграл золото в категории до 52 килограммов! Его тренер, знаменитый Андрей Челидзе, глянув как-то на юркого и сильного младшего брата своего воспитанника, сразу определил: из парня ­будет толк! И Игорь, буквально за руку взяв Олега, отвел его в зал борьбы. Вернее, это была обычная фанерная будка на том месте, где сегодня стоит ЦУМ. Там, в обществе «Труд», тренировал Иосиф Оборский, который сразу понял свою удачу и занялся огранкой попавшего к нему таланта.

В 1959 году Караваев выиграл чемпионат СССР, не уступив соперникам ни одного балла. В 1960-м стал олимпийским чемпионом, тушировав трех соперников из шести. Он был левша, и все приемы у него получались на свой лад. Караваев атаковал. Всегда. Боролся очень зрелищно. Контрил. Импровизировал на ходу. Исполнял каскад приемов. В его борьбу невозможно было не влюбиться, он был действительно велик. В 26 лет он стал чемпионом СССР в последний, седьмой раз. Наверное, Олег Караваев мог и должен был еще не раз победить на Олимпиаде, войдя в когорту действительно великих атлетов мира. Но судьба отмерила ему мало. Как в спорте, так и в жизни. Закончив карьеру, работал тренером в «Буревестнике». Однако организм все чаще сбоил. Причиной тому стали последствия многолетней интенсивной сгонки веса и, увы, алкоголь, в котором добродушный и безотказный Алик все чаще искал смысл ускользнувшей и пролетевшей вдруг молодости. В 42 он умер. Но имя его живет до сих пор.

Маленький Сашка Медведь вырос фактически в лесу. Топая вслед за отцом, он преодолевал в день не один десяток километров, когда родитель делал обход своего рабочего участка (он служил лесничим). А чтобы посещать тренировки (юный Медведь всегда тянулся к спорту), нужно было выполнить поставленное отцом условие: наколоть немаленькую норму дубовых дров. Делать это приходилось огромным топором — колуном. Отсюда и будущая необычная крепость запястий его рук: если соперник попадал в захват Медведя, вырваться было просто нереально.

Александр Медведь: великий и непобедимый.

В 19 лет, когда многие со спортом уже заканчивают, Александр Медведь свой чемпионский путь только начал. Это лишь один маленький штришок к его уникальной карьере, в которой все фантастически переплетено в тугой узел удивительных противоречий. Что у Медведя к борьбе талант, первым понял лейтенант танковых войск Коцегуб, увековечивший свое имя встречей с будущей легендой на ковре. Считая себя неплохим борцом, он вызвал наиболее подходящего по физическим данным паренька в спарринг-партнеры, но не успели соперники пожать друг другу руки, как новичок скрутил своего командира в охапку, поднял и воткнул головой в ковер. После Коцегуб в зале больше не появился, зато всем говорил: «Я, мужики, с Медведем боролся. Побороть не поборол, но жив остался».

Медведь велик не только своими титулами — тремя званиями олимпийского чемпиона и целой россыпью побед на чемпионатах мира. Он бесподобен и вряд ли повторим ощущением своей тотальной несокрушимости и титанической мощи. Простотой парня от сохи, сумевшего вместить в себя и богатырскую силу, и интеллигентскую мягкость, и ловкость, и смекалку. Он действительно являл собой бурого мишку в человеческом обличье: «Я — Медведь, — говорил он, — только без шерсти». Александр Медведь легендарен своей спортивной нетипичностью, непохожестью на других, в нем собран божественный коктейль из широчайшего спектра природных данных, колоссальной воли и нечеловеческого трудолюбия.

Он не обращал внимания на трудности. Долгое время жил в общежитии у парка Челюскинцев. Комнаты кишели клопами, спать приходилось на улице, а спортсмены шутя прозвали эти хоромы «Беня-люкс» (по имени коменданта). Растяжения лечил тряпкой, натертой хреном: клал ее на больное место, а сверху полировал утюгом. На Олимпиаде в Мехико три раза по ходу турнира терял сознание из-за проблем с сердцем. Его приводили в чувство, он снова выходил на ковер и побеждал. В сборной СССР в беге на сто метров никому не проигрывал, а когда бежали 3 километра, то всех обходил на полкруга. Прекрасно плавал. Косил. Эта привычка, как и рубить дрова, осталась с детства. После тренировки брал косу и шел на луг.

10 лет подряд в мире не было человека сильнее его! Во время последней Олимпиады в Мюнхене, в 1972-м, Медведю было уже 35, но он элегантно завоевал третье золото, навсегда вписав свое имя в историю. И борцы всего мира до сих пор кланяются ему в ноги, почитая за короля.

Мы, белорусы, — сильные люди

Борьба на территории Беларуси начиналась в конце XIX века со знаменитых цирковых сражений. На арене собирались самые видные силачи: поднимали тяжести и, конечно, выявляли лучшего в борьбе. Тогда по всей Европе гремело имя непобедимого Ивана Поддубного, а лучшим на нашей территории считался минчанин Владислав Соколдынский. Он в 1913 году создал и руководил в Минске первым кружком борьбы. В том же году состоялись и первые соревнования борцов-любителей.

Однако настоящую популярность борьба получила после революции. Одной из культовых личностей, с именем которой вообще связывают становление борьбы в Беларуси, был выдающийся борец и тренер Михаил Мирский. Его авторитет настолько велик, что кроме как уважительно и величаво «папа» его никто не называл. Бывший штукатур, однажды увлекшийся борьбой, чемпионом Белоруссии он впервые стал в 1933 году и вплоть до 1952-го никому этого звания не уступал. Именно он первый в истории нашей борьбы получил звание мастера, а затем и заслуженного мастера спорта. Энтузиаст, подвижник и ас своего дела, он стал лепить команду борцов по крупицам. И уже в дебюте тренерской карьеры, в 1953 году, на лично-командном первенстве СССР в Ростове-на-Дону стали видны первые всходы будущего урожая: молодые, но дерзкие Иван Коршунов и Николай Чучалов хоть еще и не сумели прорваться на пьедестал, но уже довольно громко заявили о своих намерениях. Это были первые ласточки будущих громких побед.

Михаил Мирский и его команда.
фото minsknews.by

Золотым временем в истории белорусской греко-римской борьбы по праву можно считать конец 1950-х — начало 1960-х. В Белоруссии тогда был настоящий борцовский бум, главными творцами которого можно смело считать двух гениев тренерского цеха — «папу» Мирского и еще одного наставника-глыбу Алексея Куценко. Впрочем, они — лишь вершина айсберга, то были времена энтузиастов и культа здорового тела, республика просто жила борьбой. На позиции лидеров в СССР команда Белоруссии подобралась в 1958-м, когда стала второй в командном зачете первенства страны. В 1959-м взяли бронзу, а затем — бахнуло! 1960 год стал настоящим звездным часом нашей борьбы. Олег Караваев стал олимпийским чемпионом в Риме, сборная Белоруссии выиграла чемпионат СССР в командном зачете, а в личном первенстве сразу четверо наших борцов завоевали золото: Олег Караваев, Николай Чучалов, Иван Коршунов и Сергей Залусский! Виталий Житенев при этом стал бронзовым призером. Триумф силы, воли и характера! Вот бы его повторить на II Европейских играх!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Камандар Маджидов, председатель Белорусской федерации борьбы:


— На II Европейских играх мы реально можем рассчитывать на 2–3 медали в каждом виде борьбы. Однако ставить какие-то конкретные задачи перед спортсменами я не хочу. В команде — профессионалы. И им не нужны накачки.

СПРАВКА «НГ»

С древности известно много видов борьбы. В наши дни, например, существует около 20 ее национальных разновидностей только на просторах бывшего СССР. Однако со временем выделились несколько основных направлений. И одни из самых массовых и популярных — греко-римская и вольная. Греко-римская (классическая, французская) — это европейский вид единоборства. Здесь, в отличие от борьбы вольной, запрещены технические действия ногами (зацепы, подножки, подсечки), так же как и захваты ног. Борцы набирают определенное количество очков за каждый бросок, прием или удержание. К числу нарушений правил относится уклонение от борьбы — в этом случае главный судья дает дополнительные баллы сопернику. Классическая борьба начала свое зарождение и формирование в Древней Греции, получила развитие в Римской империи, а современный вид греко-римской борьбы сформировался преимущественно во Франции в первой половине XIX века. Величайшим борцом греко-римского стиля XX века Международной федерацией объединенных стилей борьбы (FILA) был признан российский спортсмен из Новосибирска Александр Карелин — трехкратный олимпийский чемпион и 9-кратный чемпион мира.

В вольной борьбе разрешены захваты ног противника, подсечки и активное использование ног при выполнении какого-либо приема. На международной арене этот вид появился позже греко-римского и его родиной считается США. Именно здесь стал развиваться кетч (разрешены любые приемы: все виды переводов в партер, захваты за любые части тела, заломы суставов, болевые, удушающие приемы и т. д.), из пеленок которого и выросла вольная борьба. Она культивировалась главным образом в колледжах и университетах США, а в 1904 году эта борьба была впервые включена в программу Олимпиады в Сент-Луисе. Олимпийский комитет назвал новый вид — борьбой свободного стиля (free style). Главная легенда вольной борьбы — наш трехкратный олимпийский чемпион Александр Медведь.

s_kanashyts@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter