«Умеют красиво себя упаковать». Как не потерять деньги на авторских онлайн-курсах

Чему учат интернет-коучи

Любые знания, умения, навыки легко превращаются в деньги. Сегодня можно хорошо зарабатывать на том, чтобы обучать других. Появилась даже целая индустрия — инфобизнес. Правда, порой этот неологизм ставят в один ряд с понятием «шарлатанство». Почему? И как не спустить финансы на ветер? 

sadasystems.com

Опыт стоит денег

О новой профессии 29-летняя борисовчанка Марина задумалась после двух декретных отпусков. По образованию она бухгалтер, проработала всего год и поняла, что это не ее. Пока занималась с детьми, начала познавать азы SMM — маркетинга в соцсетях. Помогала мужу-предпринимателю вести страницу в Instagram.

— Там же наткнулась на рекламу бесплатного вебинара, что-то вроде «5 фишек, которые помогают привлекать клиентов в Instagram». Чтобы принять участие, нужно было всего-то указать адрес электронной почты.

Видеолекция длилась около полутора часов. Сначала лектор рассказал о себе: с социальными сетями он работает 5 лет, в бизнесе уже 10 лет, причем опыт разнообразный.

— Меня смутило, что парню на вид лет 25. Посмотрела его страничку в соцсетях — много подписчиков, хороший контент. Путешествует, по кафе ходит — наверное, зарабатывает неплохо. Может, и не бизнесмен, так хоть в соцсетях продвигаться умеет. Если не считать затянутого вступления «о себе», в целом урок неплохой: кое-что новое для себя я вынесла. 

Марина стала регулярно читать, что пишет парень у себя на странице. Там тоже встречалось полезное. Поучаствовала в двух платных вебинарах — со скидкой, которую присылали в рассылке по почте, выходили копейки, на белорусские — по 10 рублей за каждый:

— Там было больше практических советов, я стала углубляться в тему и подумала, почему бы не брать заказы на ведение бизнес-страниц в соцсетях? Но чувствовала, что знаний все еще не хватает. Решила купить полный курс: он обошелся мне примерно в 500 рублей на наши деньги, пакет предусматривал также консультации автора курса.

Здесь Марину ждало разочарование. По словам девушки, действительно полезный материал спикер давал только по одной соцсети, по работе с другими было очень много воды, а часть информации устарела. Более того, целые абзацы конспектов оказались плагиатом того, что уже есть в сети в открытом доступе. На консультациях профи не мог толком ответить на часть вопросов.

Марина не стала скрывать недовольство — написала автору курса, в подробностях изложив, что конкретно ее не устраивает. Переписка выдалась недолгой: возвращать деньги он отказался, мол, девушка заплатила за доступ к информации — она ее получила.

А вот история минчанки Александры, ныне жительницы Москвы. Девушка повелась на предложение освоить высокодоходную интернет-профессию. По факту на курсе обучали заработку в интернете на арбитраже трафика: условно говоря, оплачиваемое перенаправление посетителей с одного сайта на другой.

— Решила попробовать заработать по предложенной на курсах схеме, хотя бы отбив затраты. Это «бизнес» не без вложений. В итоге даже вложенное не отбила. 

Саша попыталась вернуть деньги. Не вышло: главный аргумент авторов — она не выполнила 2 домашних задания, а значит, неуспех — ее личная проблема. Девушка стала писать отзывы о курсе — в соцсетях ее комментарии оперативно удаляли.

Подобных историй немало. Максим, потративший на курс по интернет-маркетингу 30 000 российских рублей, пишет: «Девочка вообще не знакома не то что с интернет-маркетингом, да вообще с маркетингом в целом. Да, прошла парочку курсов, знает, что такое воронка продаж и еще парочку профессиональных слов. Ей только ролики по макияжу записывать. Курс очень сырой, там нет глубины, даются в основном понятия а-ля «что такое целевая ­аудитория» и т. п. Всю информацию можно легко найти в свободном доступе».

Алеся, купившая курс по открытию своей кулинарной школы, тоже не в восторге: «За то время, что потратила на этот бред, я лучше бы тортов на заказ напекла и денег заработала — это больше приблизило бы меня к цели». 
Один из ответов на некачественный контент — сайты и группы в соцсетях, где люди покупают курсы в складчину. Кроме того, есть ресурсы, куда содержимое онлайн-программ сливается бесплатно. Зачастую такие площадки предпочитают не ссориться с авторами курсов: контент удаляют по запросу. В одном из интервью создатель подобного сервиса озвучил свою позицию: «Мы даем людям возможность ознакомиться с материалами курсов, чтобы решить, стоит ли платить автору»

Неученых — тьма

Рынок онлайн-образования огромен и разнообразен: как по форме, так и по содержанию. Научиться можно чему угодно: от астрологии до секретов ведения домашнего хозяйства. Дистанционное обучение предлагают вузы, где курсы разрабатывают педагоги, есть площадки, на которых размещаются обучающие программы университетов и отдельных преподавателей со всего мира — пройти многие из них можно бесплатно, платить нужно, только если хочешь получить сертификат и общаться с преподавателем. 

Инфобизнес на этом рынке — направление сравнительно молодое. Ключевое отличие от более классических вариантов: освоить новые навыки предлагают практики с большим опытом и экспертизой. Во всяком случае так должно быть. По факту же значительную долю этого рынка заняли те, кто практического опыта не имеют. Зато умеют создать красивый образ. Андрей Гусаров, директор и владелец белорусского агентства интернет-маркетинга Gusarov, рассказывает:

— Моя сфера — интернет-маркетинг — предполагает ежедневное обучение. Приходится серьезно фильтровать информацию. Из того, что дают по этой теме на подобных курсах, 95% информации никак не применимо в работе на белорусском рынке. 

Как правило, портрет инфобизнесменов с сомнительной репутацией схож: обязательный элемент — красивая легенда о том, как автор курса совершил восхождение из низов к успеху, а теперь решил поделиться опытом с остальными: «уволился с работы, ипотека, долги — сам пришел к успеху и сейчас ни в чем себе не отказываю», «мать 17 детей, государство никак не помогает, но научилась все успевать и помогать семье финансово», «училась в США, построила там не один бизнес, хочу отдать долг родине и делиться опытом с соотечественниками». Обязательно — трансляция этого самого успеха: профессиональные фото на фоне дорогих машин и интерьеров, путешествия и роскошь.

Научить тому, как зарабатывать деньги быстро и без вложений, — самое популярное направление: «Зарабатывать в интернете до 1500 долларов в месяц», «Освоить высокодоходную профессию всего за 2 месяца». Варианты предлагаются разные: от торговли китайскими товарами до инвестирования в ценные бумаги. К примеру, в описании одного из курсов по трейдингу пишут, что обучат авторской системе, которая «работает без сбоев последние 16 лет и позволяет получить прибыль в 100% случаев». Кстати, игру на бирже здесь называют современной высокодоходной профессией, «не требующей предварительного специального образования или каких-то специфических навыков». Еще вариант — обучение на Форекс. Причем скрывается это за привлекательным слоганом «Получай пассивный доход до 100 долларов в месяц». Жанна Кулакова, финансовый консультант, объясняет:

— Если брать рынок Форекс, здесь сами компании предлагают бесплатные курсы, которые могут быть полезны новичкам. Но глупо рассчитывать, что, пройдя их, вы станете мастером. Нужно читать книги, блоги, дополнительную литературу, а еще очень важен опыт: прежде чем идти на реальный рынок, нужно много тренироваться на демосчете. Что касается пассивного дохода, он невозможен, если только это не доверительное управление, которое в Беларуси запрещено. Что касается размеров заработка — это, вероятно, реклама зарубежной конторы, потому что белорусское законодательство запрещает форекс-компаниям указывать конкретные суммы и проценты. Даже суперопытный трейдер не может прогнозировать свои доходы, более того, всегда есть риск уйти в минус.

Продажа подобных курсов, похоже, выгоднее тех самых схем заработка, которым учат такие бизнесмены. Впрочем, агрессивный маркетинг — еще не преступление. Другой вопрос — качество услуг. Нередко происходит подмена понятий — к примеру, авторы бизнес-курсов называют себя тренерами и коучами. Михаил Дернаковский, генеральный директор «Коучинг-центра», объясняет:

— Сейчас слово «коуч» почему-то оказалось очень популярным в инфобизнесе и используется не по назначению. Чтобы стать хорошем коучем, нужно очень много и долго учиться. Во-первых, у хорошего бизнес-коуча практически всегда будут соответствующие дипломы о высшем образовании, повышении квалификации, сертификаты о подготовке, официальные отзывы и портфолио. Люди, которые не имеют необходимых дипломов и сертификатов об образовании, тоже в ряде случаев могут быть полезны, например, поделиться каким-то своим опытом открытия бизнеса, его развитием, успешным достижением какой-то цели, но это все же не коучинг вообще. И нужно понимать, что успешный опыт одного человека не обязательно сможет помочь другому человеку в его ситуации. Если же говорить о бизнес-коучинге в классическом понимании, то это не тренинг и не консультирование, а работа по поддержке и сопровождению человека к определенной цели, когда коуч поддерживает и дает обратную связь, но не навязывает клиенту какие-либо якобы необходимые действия и использует вовлечение вместо давления на человека или ­команду. 

Тех, кто продает курсы, не имея реальной практики и достижений за плечами, в сети достаточно. Андрей Гусаров говорит, что его нередко приглашают в качестве жюри на офлайн-мероприятия сомнительных образовательных центров. Он соглашается, но только чтобы открыть глаза людям, которые, пройдя обучение, защищают свои проекты и готовят их к запуску.

— Чаще всего ты приходишь и слушаешь фантастические истории из разряда: вложил 10 тысяч долларов — получил через год 50 тысяч. Откуда это? Не знаю. Складывается впечатление, что люди не имеют ничего общего с реальным бизнесом. Их классическая схема — определил нишу, нагнал лидов (потенциальных клиентов), много работаешь и получаешь результат. В реальной жизни результат складывается не из одного показателя в виде какого-то количества обращений из интернета или других источников. К примеру, сотрудник включил кофе-машину в офисе — это затраты, прибыль снижается. На таких курсах учат разве что упаковать бизнес: снять офис в центре, дать красивую рекламу.

Проблемы рынка инфобизнеса пока больше всего бьют по тем, кто работает на нем честно. Ирина просит не называть ее настоящие имя и фамилию. После 10 лет работы в сфере управления персоналом она создала собственный онлайн-курс. Подготовка всех материалов заняла почти год и потребовала финансовых вложений. На один поток женщина берет не более 10 учеников — только так успевает проверить домашние задания и общаться с каждым лично. Но ушлые конкуренты строят бизнес иначе:

— Был случай, когда ученик, забрав мои наработки, запустил собственный инфопродукт. Сначала продавал вебинары, потом рассылку — конечно, значительно дешевле, чем стоит мой оригинальный курс. И это был далеко не лучший выпускник, насколько мне известно, опыта в этой сфере у него нет. Он об этом, конечно, не пишет, а клиенты к нему идут.

Доказать обман непросто

Вернуть деньги за некачественные образовательные услуги — непростая задача. Причем речь идет как об онлайн-, так и об офлайн-курсах. Анна Шилько, юрист Минского общества потребителей, приводит в качестве примера недавний случай: девушки записались на курсы по парикмахерскому искусству. Занятия постоянно переносились и отменялись, причем об этом сообщалось накануне. Обучение вместо указанных в рекламе трех месяцев растянулось на больший срок:

— Чтобы доказать свою правоту в суде, пришлось постараться. Истицы вели дневник того, как проходили занятия, — отмечали время начала и окончания, сохраняли переписку в мессенджерах о переносах и так далее. Судья признала, что услуги по оказанию курсов были некачественно организованы. 

Доказать некачественность содержания самих курсов еще сложнее. Но шансы есть, говорит Анна Шилько:

— Например, если в рекламе заявлено одно содержание, а по факту — другое, это основание для возврата денег, но, опять же, несоответствие нужно доказать. Если имеются видеозаписи курса и реклама, то теоретически есть шанс отстоять свои права. 

Рисунок Олега Попова

На что обратить внимание, чтобы не попасть впросак?

Активный самопиар. Если настоящие профессионалы чаще стараются делиться полезным контентом, успехами и неудачами, демонстрируя свой опыт, то псевдоспецы делают упор на выпячивании роскоши и философии успеха.

Быстрота и легкость. Если вам предлагают зарабатывать миллионы не напрягаясь, выучить английский за месяц, поддерживать чистоту в доме всего за 10 минут в день — самое время подключать критическое мышление.

Агрессивный маркетинг. Бонусы, «вечные скидки», таймеры с обратным отсчетом, горящие кнопки. В совокупности с двумя предыдущими пунктами повод задуматься: с чего бы профессионалу с качественным контентом прибегать к таким приемам?

Информатика к размышлению

Информационные технологии охватывают все больше сфер, принося как новые возможности, так и новые вызовы. Согласно прогнозу Research&Market, рынок онлайн-образования в ближайшие годы будет прибавлять по 10% и к 2023 году достигнет 286,62 млрд долларов. Тренд не вызывает удивления: обучение через интернет — это быстро и комфортно. Другой вопрос — как в таких условиях проконтролировать качество? Об этом — беседа с заведующей Центром управления знаниями и компетенциями Института философии НАН Верой Белокрыловой и научным сотрудником Надеждой Ильюшенко.

— Обращаться к интернету в поисках новых знаний (платных и бесплатных) — явление привычное. Как вы оцениваете этот тренд? Сказывается ли он на качестве образования?

В.Б.: Прежде всего нужно понимать, что онлайн — это только форма подачи. Качество контента — содержания — может быть разным. Нельзя не признать, что онлайн-образование способствует демократизации этой сферы. Условно говоря, если раньше невозможно было представить точки пересечения профессора из именитого заграничного вуза и студента из глубокой провинции, то теперь это возможно. Более того, зачастую совершенно бесплатно. Еще важный момент — насколько слушатель сам готов учиться. По оценкам некоторых экспертов, только около 5% человек способны к самоорганизации. Многим взрослым сложно продержаться на полугодовых курсах. О чем говорить, когда обучение длится больший срок? 

Н.И.: Жизнь ускоряется, что требует ускорения в передаче знаний. Важно, чтобы люди имели к ним быстрый доступ. Онлайн-курсы позволяют удовлетворить эту потребность. Плюс еще и в том, что получение новых знаний позволяет развиваться, не стоять на месте, для многих оно превращается в хороший досуг.

— Инфобизнес в этом плане интересное явление. С одной стороны, похоже на наставничество — когда опытные профессионалы передают подопечным практические знания. С другой, нормально ли, что люди без педагогического образования учат чему-то за деньги?

Н.И.: В некоторых сферах это имеет право на жизнь. Есть выгоды с точки зрения потребителя — люди хотят получать знания из первых рук, не теорию, а практические рекомендации, причем чтобы это было быстро, четко, понятно. Чтобы выработать такие инструкции самому, нужно изучить много информации. На это необходимо время. Проще сходить к человеку, который все это уже делал. Кроме того, это дает возможность получать знания по специфическим областям, где учебник не прочитаешь. Допустим, мастер-класс «Как пройти собеседование в аутсорсинговую ИТ-компанию». 

— Запустить инфопродукт в интернете проще, чем офлайн?

Н.И.: Любая образовательная программа требует тщательной подготовки. Нужно понимать, для какой целевой аудитории, изучить методики, качественно структурировать материал — в общем, учесть огромное количество нюансов, чтобы курс был действительно эффективным для слушателя. В онлайн-среде это, возможно, еще труднее. Потому что встает вопрос о техническом сопровождении. Хороший курс — это в том числе хорошая запись, что стоит немалых денег. Есть проблема производства: информация сейчас очень быстро устаревает, а вместе с ней и недешевые записи. И если в случае офлайн-лекции можно обновить информацию/программу быстро, то для онлайна потребуется переподготовка контента, а это очередные издержки.

— Однако есть и те, кто не особо мучается над содержанием. Как быть с некачественными курсами? Можно ли решить эту проблему?

В.Б.: Проведем аналогию с офлайн-средой. Здесь есть централизованные системы контроля. У нас, например, государство участвует в контроле над образовательной средой. Противоположный полюс — субъективная оценка. Лайки, рейтинги и так далее. Если у курса хорошие отзывы, можем ли мы сказать, что курс и вправду хорош? Между этими двумя крайностями я предложила бы третий — внутрицеховой контроль со стороны сообщества. Как это работает в науке, искусстве, литературе. Почему бы не формировать сообщества профессионалов, продвигающих свои образовательные услуги, способных компетентно оценивать качество, поддерживать стандарты качества в своей среде? Потребитель, которому тяжело сориентироваться самостоятельно, особенно если он только начинает осваивать новую для него тему, мог бы положиться на оценку подобых ассоциаций, разу­меется, по конкретным сферам.

Н.И.: С некачественным образовательным контентом нужно бороться. Потому что есть люди с невыработанными критериями оценки — к примеру, студенты, пенсионеры, люди, которые только осваивают новую сферу и не очень понимают, куда идти. Они могут сталкиваться с некачественной информацией и искренне верить, что это правильно, и транслировать ее далее. Либо они могут быть демотивированы — плохой контент, значит, и вся отрасль плохая. 

Здесь можно повышать качество спроса, работая непосредственно с самой аудиторией и популяризируя качественный контент, что по сути и делают университеты мира, выкладывая свои курсы. Если мы говорим, что есть целые академии, позволяющие быстро создавать онлайн-курсы с быстрым результатом и низким качеством, то я, например, наблюдаю и обратный тренд: есть масса блогеров и популяризаторов науки, которые посвящают блог развенчиванию псевдокурсов.

— Онлайн-образование в целом и инфобизнес в частности делают этот рынок разнообразным. Но если заглянуть в будущее, не станет ли проблемой, что человек просто не будет знать, куда податься? Сейчас такое происходит, когда люди выбирают курсы по заработку в интернете — они видят цель, но есть проблемы с выбором средств.

В.Б.: В идеальном будущем образование должно быть индвидуализированным. Тем более что вся инфраструктура позволяет этого достичь с легкостью. Доинформационное общество было массовым, сейчас есть возможность подойти к ученику индивидуально, чтобы его знания, умения, навыки комбинировались. Поэтому будущее за тьюторством — что-то среднее между тотальным контролем и самообразованием. Тьютор, наставник, направляет, помогает понять, куда двигаться дальше.

Н.И.: Сегодня идет много дискуссий об образовании будущего. Цифровизацию нередко оценивают как панацею от всего. Несмотря на ряд плюсов цифрового обучения, оно также ликвидирует общение глаза в глаза. А ведь студенты, прежде всего, из аудитории выносят опыт, который они получили от общения с преподавателем. Сам по себе онлайн-курс не зарядит мотивацией и не вдохновит. И в этом плане обучение будущего — не только индивидулизированное, но и личностное.

gavrusheva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter