Для дирижера Александра Анисимова свойственно глубокое проживание музыкального материала

Человек-оркестр


За что мы ценим народного артиста Беларуси, лауреата Государственной премии, главного дирижера и художественного руководителя Государственного академического симфонического оркестра Беларуси, лауреата премии «Золотая маска», а теперь и обладателя специальной премии Президента деятелям культуры и искусства Александра Анисимова? За то, что в любой музыкальный материал Александр Михайлович как подлинный музыкальный философ привносит свое личностное отношение.

Он глубоко проживает каждый музыкальный материал. Любая симфония, опера или симфоническая поэма, как недавняя «Франческа де Римини» Петра Чайковского, становится в его дирижерских руках исповедью. С каждым взмахом палочки Александра Михайловича мы становились образованнее и утонченнее. После концерта Анисимова не тянет включить «Любимку». Еще несколько мгновений хочется пожить в той ауре, вне суеты и агрессии, которую так деликатно, вдумчиво и подробно воссоздал на один вечер для нас мастер музыкальных интерпретаций.

За что отдельно стоит любить Анисимова, так это за то, что в работе обходится у него без дурного актерства, «шаманства» и мистификаций, как это порой принято у некоторых особо «демонических» его коллег. Вспомним Теодора Курентзиса. К тому же билеты на концерты Анисимова всегда доступны по цене в отличие от Теодора. Тоже не последнее дело по нынешним временам. Классика — не тот капитал, на котором стоит обогащаться.

Каждое выступление дирижера Анисимова — это спектакль, настоящая коррида, где Анисимов — тореадор, а взволнованный бык — его оркестр.

Каждый раз возникает вопрос: укротит он его или нет? И вы знаете, пока укрощает. За редким исключением. Потому что, что бы ни происходило в оркестре, музыканты Анисимова любят. Он лидер и авторитет, жаль, что это достойное и красивое слово в последнее время имеет негативную коннотацию. Он не боится брать на себя ответственность и высказывать вслух свое мнение. Планка требований у Александра Михайловича и к себе, и к коллективу, и к коллегам-дирижерам очень высока. Потому что свою музыкальную родословную ведет он от великих имен, по ним мерит сегодняшние достижения. Его точка отсчета в профессии — Мравинский, Караян, Тосканини, Клемперер, Фуртвенглер, Стоковский, Федосеев, Рождественский, который был его педагогом в аспирантуре Московской филармонии.



Профессию дирижера Александр Анисимов воспринимает как призвание, но в мессианство не впадает.

Трезво и иронично относится к себе, в области музыки обладает, пожалуй, энциклопедическими знаниями. Известен далеко за пределами Минска и Беларуси. Оркестр под его руководством гастролировал во многих странах мира с неизменным успехом. Именно Анисимова всемирно известная оперная певица Монтсеррат Кабалье выбрала сопровождать свое первое выступление в Москве в 1995 году в качестве дирижера.



Дирижер слывет светским львом, любит вращаться в аристократических кругах, умеет говорить комплименты. Общение с ним заряжает надолго. Секрет, наверное, в том, когда бы вы ни позвонили Александру Михайловичу — за исключением, может быть, вечернего концерта, спектакля или выступления, — вам всегда ответит его бодрый голос. Даже в самый сложный период первой волны пандемии он был на рабочем месте, в своем кабинете в филармонии, являя собой пример служения искусству, человеческой выдержки, собранности и интеллигентности. А как мы ценим его восхитительные симфонические «десерты»: концерты с Ириной Крикуновой, эксклюзивные выступления его коллектива в Белгосфилармонии на Новый год, истовое участие в фестивалях «Белорусская музыкальная осень» и «Минская весна». Имя Анисимова на афише любого концерта или премьеры — гарантированный аншлаг. Благодаря дирижеру с филармонической сцены зазвучали произведения белорусских композиторов Сергея Кортеса, Дмитрия Смольского, Вячеслава Кузнецова, Виктора Копытько, Андрея Мдивани, Ольги Подгайской, Дмитрия Лыбина и многих других. Анисимов не забывает о белорусских музыкальных кадрах. Каким восхитительным, например, оказался недавний концерт с пианистом Александром Музыкантовым! А как по-новому зазвучал в Большом театре Беларуси в его крепких, но изящных дирижерских руках «Князь Игорь» в постановке режиссера Галины Галковской! И следа нет в этой постановке от раздавленного и посрамленного, ставшего жертвой собственного эгоизма князя. Напротив, патриотизм и оптимизм так и брызжут в зал.

Фото  БЕЛТА

Анисимов не склонен к дешевым эффектам, слишком хорошо знает себе цену, слишком большой путь пройден. От нас, поклонников, слушателей и меломанов, требуется только одно — «оценить красоту игры», как пелось в одной песенке. К сожалению, иногда кажется, что человеческий масштаб, вкус к жизни и профессии, уровень знаний и амбиций у тех, кто идет после него и его поколения, уже не тот. Как говорится, труба (или тромбон?) пониже и дым пожиже. Может быть, ошибочное мнение. Не хочется называть его «уходящей натурой». Тем более что и уходить он никуда не собирается, продолжает нас радовать, баловать, удивлять. А семена, им посеянные, остаются и взрастут в новых поколениях белорусских музыкантов. Он умеет отделять главное от неглавного, приподниматься над шелухой, различными дрязгами и неизбежными спорами, частностями ради высокой цели — удачного концерта или спектакля. И этому умению у Александра Анисимова можно только поучиться.


Александр Михайлович не боится современных технологий, с любопытством листает Facebook, иногда пиарит свои концерты посредством социальных сетей, и правильно, кстати, делает. Он не живет на облаке и не будет биться в припадке, если вы в беседе с ним вдруг перепутаете Тосканини с Паганини. Анисимов — не сноб. А друг и товарищ всем, кто, как и он, беззаветно влюблен в музыку.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter