Старые вещи о главном
В эти юбилейные дни память народного писателя Беларуси первыми почтили сотрудники и гости музея истории Великой Отечественной войны, где открылась временная выставка, посвященная жизни и творчеству сатирика. В основе экспозиции — фотографии, книги и журналы, в которых публиковался Крапива, а также личные вещи писателя: очки, перьевая ручка, галстук, ремень. И вышитая дочкой Людочкой салфетка — подарок отцу перед отправлением на фронт.Здесь же, на выставке, можно найти обычно скрытые от посторонних глаз оригиналы документов. Например, разрешение Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром Комитета по делам искусств СССР на постановку «Милого человека» — сатирической комедии, впервые напечатанной в 1945 году. Согласно документу пьесу предлагалось поставить в двух театрах: Первом Белорусском государственном (нынешнем Купаловском) и одном из московских — по усмотрению Главного управления театров. Старший научный сотрудник отдела военно-фронтовой истории музея Наталья Обухова обращает внимание:
— Всего в фондах сохранилось более 400 экспонатов, связанных с творчеством Крапивы. Первый попал сюда на хранение еще в 1947 году, с тех пор коллекция существенно расширилась и пополнилась.
Семья с историей
Не только писатель, но и человек, прошедший четыре войны. А еще общественный деятель, академик, энциклопедист, переводчик и… примерный семьянин. Сегодня главный хранитель архивов и наследия Кондрата Крапивы — его внучка Елена Атрахович. В свое время по стопам деда она пошла дорогой искусства и науки. Стала кандидатом искусствоведения, сейчас заведует кафедрой дизайна моды факультета социокультурных коммуникаций БГУ. Елена Константиновна рассказывает:— Когда я изучала жизнь деда — не только по личным воспоминаниям, но и по документам, — поняла, что о нем многое написано как о писателе, общественном деятеле. А вот о Кондрате Крапиве как о человеке трудов практически не было. Уверена, многие знают его сатирические произведения, но он также писал и серьезные драматические.
«Проба агнём», к слову, была написана в годы Великой Отечественной войны, и никто, наверное, не знает, что она посвящена сыну писателя Борису Атраховичу, который погиб в Сталинградской битве.О смерти сына Кондрат Крапива узнал, когда уже завершал работу над пьесой. И таким образом ее герой остался навсегда живым…
Одним из ближайших друзей Крапивы в последние годы его жизни стала правнучка Варвара. Он научил ее не только играть в шахматы (об этой любви Кондрата Кондратовича знали все друзья и знакомые!), но и читать. Их игры в слова чуть позже оформились в книжку «Загадкi дзеда Кандрата».
Теплые воспоминания о писателе оставила и его сноха, жена сына, Зоя Авхимович — к слову, дочь Николая Авхимовича, государственного и партийного деятеля, одного из организаторов партизанского движения в Беларуси в годы Великой Отечественной. Так соединились две известные семьи, и, что примечательно, могилы Крапивы и Авхимовича на Восточном кладбище Минска находятся недалеко друг от друга, хотя ушли они из жизни с разницей в пять лет.
Семья Кондрата Крапивы состоит в родстве не только с семьей Николая Авхимовича, но и известного художника-графика Анатолия Александровича. Внучка Крапивы Елена Атрахович — вдова художника. Они прожили в браке почти четыре десятка лет.
Всегда прекрасно ладившая со свекром Зоя Авхимович после смерти жены Кондрата Крапивы Елены взяла на себя заботу о нем. В воспоминаниях Зоя Николаевна писала: «Помнится многое: и важные жизненные события, и ежедневные хлопоты. И каждый раз меня поражала мудрость Кондрата Кондратовича. Он все умел расставить по местам — не спеша, без суеты. Когда мы обращались к нему с каким-либо вопросом, всегда слышали в ответ: «Нужно подумать». Думать Кондрат Кондратович мог несколько минут, а мог и несколько дней. Все зависело от обстоятельств. В итоге вопрос решался наилучшим образом, потому что решение это было продуманное, рассудительное».
Отдельная страница ее воспоминаний — юмор писателя. «Не только в творчестве, но и в жизни юмор сопровождал его все время. Не скажу, что шутил он на каждом шагу, однако шутки постоянно присутствовали в наших разговорах и в его отношении к разным жизненным коллизиям. Даже к теме собственной смерти он относился с юмором. Однажды, когда писатель был уже совсем стареньким и плохо себя чувствовал, он вышел из комнаты с листком бумаги. «Эпиграмму, — говорит, — написал». И засмеялся. Вот та эпиграмма:
Як буду я ляжаць ужо
ў труне,
Закончыўшы зямныя справы,
Ён, заклапочаны, рухавы,
Падскочыць
з мiкрафонам да мяне
I скажа: «Цесната, я ледзь прабраўся.
Ну як Вам мiтынг спадабаўся?
Посмеялись вместе. И в тот момент снова, как и всегда, крапивинский юмор помог: к нам обоим вернулось хорошее настроение».
leonovich@sb.by