Пес Буян понимал, что из-за лекарей хозяин теряет драгоценное время и откладывает поход к настоящим врачам?

Буян не любил лекарей

Из серии «Ожидание»
Когда недавно увидел девчонку, ведущую на поводке крепкую рыже-коричневую собаку неясной для меня породы, подумал: вылитый Буян. Вспомнились обстоятельства, с которыми связаны те дни, когда я и этот удивительный пес могли общаться друг с другом, хотя я и не был его хозяином. Удивительным он был еще и потому, что вполне мог расхаживать по пляжу на Нарочи если не с орденом, то с медалью на груди однозначно. В свое время он действительно совершил героический поступок. Девчонка-подросток поздно вечером ускользнула от родителей, чтобы искупаться перед сном. Там она и нарвалась на пьяную компанию. Надругаться над ней не позволил Буян, отдыхавший неподалеку под забором. Он примчался на крик девочки и разогнал парней. Один из них даже выстрелил в собаку из травматического пистолета. Девчонка же успела убежать. Так и спаслась.


Помнится, об этом неординарном случае на нашем самом известном курорте я рассказал в газете. Сейчас же, роясь в воспоминаниях, всплыли и другие обстоятельства из жизни обычной собаки. Хозяином ее был мой знакомый водолаз со спасательной станции по имени Руслан. Пока он дежурил, Буян ходил по пляжу и собирал дань. Крупный, но всегда спокойный, он внушал доверие, и потому его не боялись погладить по спинке даже малыши. Буян никогда не переедал и был в хорошей форме. Потому и брал его с собой зимой на охоту Руслан.

Тут надо рассказать еще об одном замечательном человеке. Анатолий Голуб в те годы возглавлял водолазную службу в республиканском ОСВОДе. Сам в прошлом боксер и водолаз-подрывник по военной специальности, он всегда очень душевно относился к своим подчиненным. Когда заметил, что Руслан почему-то стал худеть и с трудом выполнял работу под водой, стал настоятельно требовать, чтобы его подчиненный обратился к врачам. Руслан же съездил к хорошо известной в округе бабке, жившей за озером в небольшой деревеньке и считавшейся целительницей. Та долго что-то шептала над ним и дала на дорогу трав, из которых следовало готовить и пить отвары.

О происходящем с Русланом, которого я тоже неплохо знал, мне рассказал Голуб. Залетел он ко мне в гости в тот день на десяток минут. Главный водолаз страны всегда торопился. Его можно понять — хозяйство огромное. И все же мне удалось усадить его за стол в беседке и угостить своим фирменным чаем. Стоял ясный, спокойный полдень набирающего силу лета. Отцвели сирень и черемуха, но воздух, напоенный ими за ушедшие пару недель, казалось, все еще сохранял теплый, сладковатый запах. То, что рассказал Голуб о нашем общем приятеле, меня сильно огорчило. А еще Анатолий сказал, что, по словам Руслана, здесь, на Браславщине, живет еще не старый мужчина, который успешно помогает онкобольным. Голуб пообещал, что свозит Руслана к нему, но при условии, что тот сразу же после этого обратится к врачам в областную больницу. Вот Голуб и заскочил ко мне, чтобы я узнал адрес этого местного лекаря. Сделать это мне удалось с трудом. Разное говорили об этом человеке, жившем на самой окраине Браславщины. Говорили, что методы лечения у него уж слишком экзотические. Связаны якобы с лунным светом. И все же утверждали, что некоторым он вроде как действительно помог.

Через две недели после той встречи у шлагбаума на въезде в мою усадьбу остановилась «Нива» Голуба. Вместе с ним из машины вышел Руслан. Последним выпрыгнул Буян — чего я, прямо скажем, не ожидал, хотя и обрадовался. Этот спокойный, миролюбивый пес, казалось, тоже был доволен встречей со мной.

На следующий день я ожидал косцов, которые должны были привести в порядок мой участок, а потому Голуб и Руслан одни уехали по адресу, указанному мной. Я предложил оставить Буяна. Тот — ни в какую. Видел, что Руслану это не очень понравилось. В прошлый раз у той старушки-целительницы, по его словам, Буян вел себя просто возмутительно. Едва ли не бросался на нее…

Мои приятели вернулись вечером. Уже слегка подсушенная трава излучала легкий аромат свежего сена. На небе обозначился молодой месяц. Ужинали молча, но по всему было видно, что Руслан несколько приободрился. Анатолий же, как мне показалось, наоборот. Больную тему мы старались не затрагивать. Только наутро, перед отъездом, Голуб сказал мне, что новый лекарь предложил Руслану приехать к нему в конце месяца в полнолуние и тогда проведет с ним несколько сеансов.

— А как вел себя Буян? — почему-то спросил я. И услышал, что он был агрессивен. «Не знаю, что происходит с собакой, — вздохнул приятель. — Видно, что-то чувствует неладное».

Минуло еще несколько недель красивого, сочного лета. Не каждый раз выпадает такая благодать в здешних краях. Правда, рыба ловилась плохо. Но в разгар лета и не бывает иначе. На дне полно еды. Уже вовсю резвятся молодежь и даже сеголетки. Так что хищникам хватает пищи, и они не обращают внимания на искусственную приманку. Поэтому я с чистой совестью полетел к приятелю в Карелию. В здешних холодных озерах рыба хорошо ловится круглый год. Там, в лодке посреди огромного водоема, и прочитал эсэмэску, присланную Голубом: «Не приезжай. Не успеешь. Умер Руслан. Сердце».

Плохое известие. Никак не мог взять в толк, что означает последнее слово. Почему сердце? В голове мелькали разные догадки. Может быть, до такого состояния довели отвары на травах, которые по-прежнему пил Руслан по настоянию старушки-целительницы?

Позже, когда вернулся в Минск и созвонился с Анатолием, узнал от него, что умер Руслан в катере на озере. Он ненадолго в тот день спустился под воду и там уже почувствовал себя плохо. Поднялся наверх. Напарник снял с него водолазное снаряжение и даже попытался сделать массаж сердца. Не помогло.

Порой, вспоминая те дни, думаю, что мы с Голубом, хотя и косвенно, виновны в случившемся. Голуб как высококлассный специалист знал, что у водолазов и подводников самое слабое место — это сердце. Медсестра, которая всегда находится на спасательной станции, просто обязана была измерить давление у тех, кто уплывал на катере. Хотя, конечно, они могли просто отмахнуться от нее. Но по-любому слабеющему день ото дня Руслану не стоило уходить далеко от берега.

Я же виноват в том, что не проявил достаточной настойчивости и не отвез Руслана на обследование в столицу, как это делал потом со многими своими знакомыми и приятелями.

Выходит, самым мудрым и преданным из нас был, как это ни удивительно, Буян. Теперь только до меня дошло, почему он, всегда спокойный и доброжелательный пес, так агрессивно был настроен против лекарей, к которым за помощью ездил его хозяин. Буян понимал: они не помогут. Больше навредят. И в первую очередь тем, что из-за них Руслан терял драгоценное время и откладывал поход к настоящим врачам.

Неужели наши четвероногие друзья и на таком уровне могут  быть полезны и незаменимы? Пролистайте интернет, откройте газеты, и вы увидите массу сообщений о всякого рода мошенниках. А вдруг собаки — это своеобразный детектор лжи. Они отыскивают наркотики, контрабанду… Почему бы им не уличать во лжи и нечистых на руку проходимцев?

Ну, это я просто так… Размечтался.

К девчонке, которая вела на поводке рыже-коричневую собаку, похожую на нашего Буяна, я так и не подошел, не поинтересовался, какой она породы. Какая разница. По глазам ее видел, что она гордится своим другом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter