В деревне Жиличи полным ходом идет реставрация дворцово-паркового ансамбля

Булгакская жемчужина

Дворец в Жиличах в скором времени составит достойную конкуренцию Мирскому и Несвижскому замкам

На реставрацию одной из архитектурных жемчужин страны — дворцово—паркового ансамбля XVIII—XIX века в деревне Жиличи Кировского района в этом году выделено более 2 миллионов 600 тысяч рублей. Как сегодня выглядит резиденция, некогда поражавшая грандиозностью и убранством, и сколько понадобится времени, чтобы восстановить ее в былом величии, узнали наши корреспонденты.

Утраченное и обретенное

Родовое имение Булгаков, которое называют белорусским Версалем, стали восстанавливать 11 лет назад. В отремонтированных флигелях появились отопление и вентиляция, одно крыло отдали детской школе искусств и музею. Сейчас идет третья очередь реставрации из четырех.

Изначально площадь дворца с жилым комплексом и костелом, четырехэтажной башней-бельведером с куполом, крытой смотровой площадкой, оранжереей составляла четыре тысячи квадратов. Владелец его — Игнатий Булгак — строился с размахом: камины из белого мрамора, печи с дорогим кафелем, лепнина, покрытая слоем сусального золота, кессонные потолки-ячейки с восхитительными узорами... Сейчас площадь дворца — 3300 квадратных метров: оранжерея, в которой было около пяти тысяч растений (персики, абрикосы, ананасы, виноград, яблони, груши, а еще розы, тюльпаны, нарциссы), сохранилась лишь в письмах.

— Семейную переписку Булгаков отыскала в Национальном историческом архиве гомельчанка Елена Нарижная, которая пишет диссертацию о дворцах. В письмах жена Игнатия Изабелла Слизень жалуется отцу, бобруйскому маршалку, который и привил ей любовь к растениеводству, на садовников, — возвращает нас в прошлое директор Жиличского исторического комплекса-музея Владислав Кулакевич. — «Он мне все погубит!» — говорила она о Бланке, которого ее супруг нанял в 1829 году. О немце Гебхарте, выписанном в Жиличи в 1830-м, отзывалась еще хуже: «Пьет, ворует». И лишь садовником по фамилии Карась осталась довольна. При нем оранжерея — со стеклянным потолком, огромными окнами — стала еще краше.

Владислав Кулакевич.

На снимке 1939 года вместо оранжереи виден лишь остов. В войну немцы разобрали и стены — красный кирпич пустили на подсыпку дорог. Оранжерею мечтают восстановить. В том же крыле разместить кафетерий, конференц-зал, в другом — музей, библиотеку, картинную галерею.

— В библиотеке Булгаков было около шести тысяч рукописных и печатных книг, — рассказывает Кулакевич. — Наследники знатного рода, ныне живущие в Польше, обещали передать нам некоторые исторические документы.
Дворец Булгаков, строительство которого началось в 1820 годы по проекту известного архитектора Подчашинского и шло до начала XX века, внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси как памятник архитектуры международного значения. 

Кропотливый процесс

Войны пощадили дворец Булгаков, но не время. Не осталось ни каминов, ни печей, которые были в каждой комнате, и в некоторых — по 2—3. Комнат, кстати, было 100. И они тоже пострадали. В разные годы здесь размещались детдом, сельхозтехникум, общежитие, правление колхоза… Новые хозяева делали под себя проемы, закрашивали аутентичную лепнину, кессонные потолки. Кстати, потолок в каплице уже восстановлен, как и алтарь. На 90 процентов завершены фасадные работы, плиткой выложены дорожки на входе и во внутреннем дворике, сейчас реставраторы трудятся над интерьерами залов.


— На возрождение восьмиметрового карниза уходит месяца два, — уточняет специалист ОАО «Белреставрация» Лилия Кардович, которую мы застали на лесах под потолком. — Чтобы проступила оригинальная лепнина, надо снять несколько слоев масляной краски (их от трех до девяти), зачистить декор, где-то и щелочь применить. Утраченные куски декора восстанавливаем. Процесс трудоемкий, кропотливый. Но мне нравится. Я впервые работаю на таком объекте, это очень ответственно.

Кстати, в ходе реставрации на одной из стен проступила акварель начала ХХ века…

Работы еще много. Надо привести в порядок озеро и парк, где живы столетние клены, сосны и дубы. Собственно, парков тут было два. У дворца — французский, с дорожками, скульптурами. К озеру вел английский — имитирующий окружающую природу. Местные шутят: теперь он весь стал английским — диким.


Как рассказала начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Кировского райисполкома Лариса Гаврилова:

— Реставрация дворца идет за счет республиканского, областного бюджетов. Третью очередь — восстановление главного корпуса, части северного крыла, интерьеров, — планируется завершить к 2022 году. Согласно государственной инвестпрограмме на эти цели планируется выделить еще восемь миллионов рублей. Готовность объекта — 60 процентов. Когда восстановим парк и озеро (это четвертая очередь), безусловно, имение Булгаков станет жемчужиной в туристическом ожерелье страны.


А еще в Жиличах хотят открыть мини-гостиницу, агроусадьбу — чтобы гости могли задержаться не на пару часов, а на пару дней. Пока же туристы, которых в год бывает около шести тысяч, увозят с собой булгакский особняк на фарфоровой тарелке, кружке, резной деревянной шкатулке...

kislyak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter