Во Дворце искусств открылся республиканский фестиваль монументального искусства «Монумент», подготовленный Белорусским союзом художников

Большие художники

Первый в истории республиканский фестиваль монументального искусства «Монумент» открылся масштабной выставкой во Дворце искусства. 200 работ самых разных авторов — по возрасту, почерку, манере, мировоззрению, эпохе — позволяют пройти краткий курс по изучению классического и современного монументально‑декоративного искусства Беларуси, не выходя из зала. Причем взглянуть на него под непривычным углом.

Монументальное искусство всегда несет в себе отпечаток эпохи.

Монументальное искусство сопровождает человечество на всем протяжении его истории — к нему относятся и церковные фрески, и средневековые витражи, и скульптурные орнаменты барокко, и даже современные росписи‑муралы. Разумеется, внести все это грандиозное разнообразие в выставочные залы не представляется возможным: работы художников‑монументалистов украшают собой целые здания. Зато познакомить посетителя выставки с авторами всего этого великолепия, представив, например, созданную ими станковую живопись или даже графику, — дело вполне реальное. Именно такую задачу поставил себе Белорусский союз художников, организовывая фестиваль «Монумент». 

— Мы даем возможность знакомства с авторами, которых зрители и знают, и не знают одновременно, — рассказывает искусствовед, первый заместитель председателя Белорусского союза художников Наталья Шарангович. — Монументальное искусство наполняет нашу жизнь, наши города: выходя на улицу или спускаясь в метро, мы видим росписи, витражи и монументальные объекты. Проезжая мимо Национальной библиотеки, мы уже не цепляемся взглядом за мозаики Александра Кищенко, сделанные на фасадах жилых домов, но ведь в свое время это были очень знаковые работы. И таких вещей в одном только Минске огромное количество, многие люди живут среди них, не зная авторов, и даже не представляют себе специфику этого искусства.

Художники больших форм могут обращаться к самым разным жанрам.

Живописные работы монументалистов очень отличаются от произведений обычных художников. Просто потому, что монументалисты воспринимают холст, как стену: они живут в пространстве и по‑особому его чувствуют.

Основоположниками монументальной школы Беларуси называют Гавриила Ващенко, Александра Кищенко, Владимира Стельмашонка — с их именами связан расцвет этого направления в Беларуси в 1960—1980‑е годы. Трудным периодом для жанра было первое постсоветское десятилетие: время, когда люди сосредоточились на выживании и восстановлении экономического благополучия, не способствовало тратам на декор. Тогда казалось, что монументальные картины, витражи и мозаичные панно вот‑вот окончательно уйдут из нашей жизни. Однако направление буквально воспряло из пепла: монументалисты ушли в пространство церквей, делая росписи и сложнейшие мозаики, кто‑то, наоборот, погрузился в урбанистику. Фестиваль «Монумент» дает возможность познакомиться не только с эпохальной классикой, но и с талантливыми работами молодых мастеров, освоивших, например, жанр граффити. 

Арт‑марафон выплеснется далеко за пределы Дворца искусства: персональные выставочные проекты можно будет увидеть на разных площадках — в Национальном историческом музее, где проходит выставка «Зондажи и миражи реставрации», ставшая своего рода увертюрой к фестивалю, в галереях «Мастацтва» и «Беларт», в галерее Леонида Щемелева и выставочном зале им. Андрея Бембеля. 

— Наибольшее количество художников‑монументалистов мы представляем во Дворце искусства, — анонсирует Наталья Шарангович, — а остальные площадки будут показывать отдельные проекты разных авторов, каждый из которых интересен сам по себе. Например, Камиль Камал, работы которого с 23 июня разместятся в галерее Щемелева, — художник, приехавший к нам из Азербайджана. Он настолько вжился в белорусскую среду, что очень интересно соединяет восточное понимание искусства и нашу традицию. 

Также одна из задач фестиваля — познакомить ценителей искусства с художниками‑монументалистами из регионов: Гродно, Витебск, Могилев — везде есть кому творить монументальную красоту. 

Куратор выставки Василий Зенько.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter