Хорошие виды на урожай, расширение географии экспорта и доступные цены: Минсельхозпрод и МАРТ – о позитивных факторах продовольственной безопасности страны

Богатства нашего стола

Коронавирус, серьезно изменивший жизнь всего мира, похоже, не последний экзамен для человечества в 2020-м. ООН предупредила: через несколько месяцев 265 миллионов жителей планеты могут столкнуться с критическим уровнем голода. Рост безработицы, закрытие границ, карантин, сбои в функционировании рынков, цепочек поставок и торговли ограничивают доступ людей к продуктам питания. В зоне риска — государства, зависящие от их импорта. На фоне тревожных заявлений ООН Беларусь предлагает увеличить поставки продовольствия в страны, столкнувшиеся с его нехваткой. Но в приоритете, разумеется, собственные потребности. «Задачей номер один» назвал Президент обеспечение продовольственной безопасности Беларуси на апрельском совещании по поставкам нефти, потребовав взять на жесткий контроль весь цикл сельскохозяйственных работ: «Вопрос продовольствия стоит очень остро. Нефть нефтью, но ее на стол не подашь. Поэтому я требую в кратчайшие сроки завершить посевную кампанию и весь цикл сельскохозяйственных работ в течение года».

О том, как удается нашей стране в непростых условиях не только обеспечивать собственную продовольственную безопасность, но и экспортировать продукты питания за рубеж, шел разговор за круглым столом, организованным редакцией «Р».


Наша страна, преодолевшая за последнюю четверть века впечатляющий путь от пустых магазинных прилавков к выходу на мировой рынок в качестве крупного экспортера продовольствия, уже в первом квартале нарастила поставки на 10 процентов, заработав более 1,4 млрд долларов. 

Сколько и на чем может сегодня заработать аграрный сектор? Каковы виды на будущий урожай и как грамотно им распорядиться, использовав конкурентные преимущества на мировых рынках? Не повлияет ли рост экспорта на собственную продовольственную безопасность? Как в период распространения коронавируса не допустить роста цен на продукты питания?

К обсуждению актуальных вопросов мы пригласили экспертов из Минсельхозпрода: начальника главного управления внешнеэкономической деятельности Алексея Богданова и заместителя начальника главного управления – начальника управления растениеводства Василия Ядловского, а также начальника управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Михаила Жигало.

Алексей БОГДАНОВ. Василий ЯДЛОВСКИЙ. Михаил ЖИГАЛО.
Свое и чужое

— Хотим мы того или нет, но распространение в мире коронавирусной инфекции оказывает влияние и на ситуацию на потребительском рынке нашей страны. Вспомним, как в конце марта — начале апреля резко подорожали лимоны, чеснок и имбирь. Возможны ли в этом году перебои с поставкой отдельных продуктов питания? 

Алексей Богданов: Жители нашей страны могут быть спокойны – Беларусь голодной не будет! Продовольствием мы себя практически полностью обеспечиваем сами. Причем по основным, жизненно необходимым товарам, таким как мясо, молоко, хлебобулочные и кондитерские изделия, сахар и большинство овощей, уровень самообеспеченности превышает 100 процентов. К примеру, уровень обеспеченности молоком у нас свыше 235 процентов, мясом – 131 процент, яйцами – 124 процента, картофелем – 106, овощами и бахчевыми — 99,8 процента, фруктами и ягодами – 80 процентов. А тот небольшой объем так называемого критического импорта – это товары, которые страна не может произвести в силу географического положения и климатических особенностей: чай, кофе, цитрусовые, морская рыба и морепродукты, масло растительное, пряности и специи. 

Михаил Жигало: Популяризация лимонов, чеснока и имбиря как эффективного средства в борьбе с коронавирусом в интернете и других информационных ресурсах привела к тому, что в марте 2020 года в сравнении с январем розничные цены на лимоны, имбирь и чеснок выросли в два и более раза. На телефонную линию по вопросам необоснованного роста цен, организованную нашим министерством, больше всего жалоб поступило именно по этому поводу. Путем применения точечных мер ценового регулирования ситуация стабилизировалась. Рост цен замедлился со второй половины апреля. О позитивных тенденциях свидетельствуют и результаты телефонной линии: в последние недели количество звонков не превышает четырех, тогда как в первые два дня работы их поступило более 350. Мониторинг на потребительском рынке проводится в постоянном режиме.

Предпосылок для возникновения проблем с завозом продуктов питания из-за пределов страны нет. По информации крупных импортеров, поставки крупы, масла растительного, чая, кофе, фруктов, других товаров осуществляются в соответствии с согласованными объемами. Из-за пандемии в странах-экспортерах изменена их логистика, вследствие чего могут увеличиться сроки доставки. Однако вопрос обеспечения потребительского рынка страны на постоянном контроле. Когда в начале весны из-за введенного Россией запрета на экспорт крупы прекратились поставки на наш рынок риса и гречки, покупатели это не почувствовали. Благо у импортеров и производителей имелись запасы. С 15 апреля импорт крупы возобновлен. 


— Рис, понятно, в наших широтах не растет – мы всегда будем зависеть от импорта. А гречневое зерно можно собирать с белорусских полей. Недавно Президент поручил возделывать эту культуру под полную потребность. Как поручение выполняют крестьяне? 

Василий Ядловский: Посевы гречихи вырастут вдвое — с 12 тысяч гектаров в прошлом году до 24 тысяч в нынешнем. И самое главное, более чем в три раза увеличен заказ на зерно этой культуры – с 9 тысяч тонн до 30 тысяч. Это должно полностью обеспечить внутренний рынок гречневой крупой. Дополнительные семена подготовлены, технологии возделывания известны. Не сомневаюсь, что крестьяне выполнят поставленную задачу. В 2011 году сельхозпредприятия собрали 48 тысяч тонн зерна гречихи, через год еще 30 тысяч. Тогда же высокий урожай получила Россия. В итоге рынок был перенасыщен гречкой, на нее просели цены, у хозяйств возникли проблемы со сбытом, и они стали сокращать посевы. Точно спрогнозировать ситуацию на рынке, к сожалению, получается не всегда, но сохранять свою конкурентоспособность на нем можно за счет снижения себестоимости продукции и четкого соблюдения технологий. К тому же иметь свой продукт всегда предпочтительнее, чем рассчитывать на его закупку извне. 

— Какое сейчас на внутреннем рынке соотношение продовольственных товаров белорусского и иностранного производства?

Михаил Жигало: Доля продажи продовольственных товаров отечественного производства в первом квартале составила 76,3 процента. Соответственно на импортные товары иностранного производства пришлось 23,7 процента. Значительный удельный вес занимают импортные свежие фрукты и орехи (91 процент в объеме продаж), томаты (97 процентов), рыба, ракообразные и моллюски (54 процента), кондитерские изделия (51 процент), гречневая крупа (74 процента), макаронные изделия (49 процентов). Всего в январе — марте в Беларусь импортировано товаров на 686,5 млн долларов — на 3 процента больше, чем в 2019-м. 

С учетом складывающейся конъюнктуры на потребительском рынке, недостаточной маркетинговой активности отдельных производителей в продвижении своей продукции, оптимизации выпускаемого ассортимента, снижения себестоимости и в конечном итоге цены покупатели зачастую отдают предпочтение как более дешевым, так и активно рекламируемым товарам иностранного производства. Например, в первом квартале в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 17 процентов больше импортировано муки, в 2,5 раза – сахара, на 16 процентов – соков. Аналогичные товары в достаточных объемах производятся у нас в стране. В целях сокращения их импорта нашим предприятиям стоит направить усилия на снижение себестоимости и повышение качества продукции, ее активное продвижение на внутреннем рынке. 


В достатке и по доступным ценам 

— Распространение COVID-19 еще раз подтвердило уязвимость зависимости от импорта. Очереди и пустые полки в супермаркетах мира показали, насколько важна продовольственная безопасность для любого государства. Что делается в АПК по программе импортозамещения?

Алексей Богданов: Идет работа по двум направлениям: первое — увеличение производства продукции, которая в стране уже производится, но в недостаточном количестве, а второе — производство новых видов продукции. К примеру, в 2015–2019 годах введено в эксплуатацию около 12,4 гектара энергосберегающих зимних теплиц, что позволяет нарастить производство тепличных овощей (в 2019 году до 124 тысяч тонн), в том числе в межсезонье, а также расширить их ассортимент. Осваиваются новые виды продукции. К примеру, в последние годы в промышленных условиях начато освоение технологии возделывания бахчевых культур, в основном арбуза. В южных регионах страны компании из Молдовы закладывают свои виноградники и будут производить вина. Всего в рамках планов мероприятий по импортозамещению министерства и облисполкомов производство продукции в этом году составит около 2 млрд долларов. Кроме того, в текущем году планируется нарастить объем производства традиционной сельскохозяйственной продукции в животноводстве (мясо-молоко) на 3,3 процента к уровню прошлого года, а в растениеводческом секторе — на 5,5 процента.

 Гречневая крупа, мясо, молоко, яйца, хлеб – продукты, скажем так, ежедневного потребления. Не допустить необоснованного роста цен на социально значимые товары – требование Главы государства, который еще раз заострил внимание на этом вопросе в начале недели. Оправдали ли себя разработанные в прошлом году МАРТ рекомендации по предельным максимальным уровням торговых надбавок на социально значимые товары? 

Михаил Жигало: При снижении в последние годы общего уровня цен до 5 процентов их рост на социально значимые товары сохранялся, на отдельные товары – до 12 процентов. Поэтому до торговых организаций в августе прошлого года были доведены рекомендации по предельным максимальным уровням торговых надбавок на такие товары. В 2020 году на фоне ухудшения внешних условий МАРТ их значительно доработал. Помимо сдерживания роста цен на социально значимые товары, были добавлены пункты по соблюдению положений Доктрины национальной продовольственной безопасности и поддержанию ценовой стабильности. Основной итог действия рекомендаций – снижение интенсивности роста цен на социально значимые товары в среднем до 5–6 процентов.

Однако в условиях, когда в первом квартале ряд государств ввели ограничительные меры, связанные с ухудшающейся эпидемиологической ситуацией в мире (ужесточение санитарно-карантинного режима, закрытие границ и др.), можно было ожидать спекулятивного роста потребительских цен. Поэтому министерство ввело временное (на 90 дней) регулирование цен на социально значимые товары. Соответствующим постановлением установлены их ограничения по всей цепочке от производителя до потребителя. Эти меры не предполагают заморозку цен на социально значимые товары, однако направлены на предупреждение завышения цен на них, а также на сохранение условий для товарной обеспеченности потребительского рынка в период распространения в мире коронавирусной инфекции.


Виды на урожай 

— Чем наполним закрома осенью?

Василий Ядловский: Прогнозы – дело неблагодарное, но мы работаем над тем, чтобы в общественном секторе получить 8,1 млн тонн зерна, 1,1 млн тонн картофеля, 50,8 тысячи тонн льноволокна, 4,9 млн тонн сахарной свеклы, 600 тысяч тонн овощей, 170 тысяч тонн плодов и ягод. По многим позициям рассчитываем на более весомый урожай, чем в прошлом году. К тому же буквально на днях перед нами поставлена задача рассмотреть возможность увеличения производства зерна. Из-за ситуации с коронавирусом многие товарные рынки сужаются, чего не скажешь о рынке продовольствия. У аграрного сектора, наоборот, появляются дополнительные возможности заработать для страны валюту. 

Алексей Богданов: Экспорт продовольствия в первом квартале это подтверждает. При доведенном ключевом показателе 101 процент он составил почти 110 процентов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года мы заработали на 125 млн долларов больше. Доля экспорта сельхозпродукции в общем объеме экспорта страны впервые выросла почти до 22 процентов. Обычно она была на уровне 16–17 процентов. Рост достигнут как за счет увеличения объемов поставок, так и экспортных цен, что свидетельствует об устойчивом спросе на белорусскую продукцию. Только один пример. В Азербайджане наше масло продается по цене французского, так как не уступает по качеству. Мы долгие годы к этому шли, завоевывая признание потребителей. И сегодня все знают, что в Беларуси высококачественные натуральные продукты, при производстве которых практически не используются никакие ингредиенты, подобные пальмовому маслу, удешевляющие конечный продукт. Мы держим марку, и это оправдывает себя. В первом квартале мы расширили географическую диверсификацию до 83 стран мира. В целом же по итогам прошлого года поставки осуществлялись в 104 государства. 

 Достойный ответ скептикам, сомневавшимся в эффективности государственной поддержки АПК. 

Василий Ядловский: Думаю, немногие рискнут сегодня назвать сельское хозяйство «черной дырой», как раньше. Помимо того что отрасль – один из ведущих экспортеров, с селом связано почти 30 процентов населения. Поддержка села означает поддержку 30 процентов жителей страны и 70 процентов территорий. По итогам 4 месяцев производство сельхозпродукции выросло на 5 процентов. Сейчас стоит задача поиска рычагов его стимулирования, чтобы в растениеводстве, которое служит базой для производства мяса и молока, увеличить вал до 113 процентов. Сделаем это – больше получим животноводческой продукции, загрузим переработку, будем иметь еще больше возможностей для наращивания экспортных поставок, так как рынок внутреннего потребления ограничен. Задел для хорошего урожая есть. Озимые культуры, которых мы посеяли на 30 тысяч гектаров больше, удачно перезимовали: посевы погибли на 4 тысячах гектаров, тогда как в прошлом году – на 100 тысячах. Несмотря на то что косовица в этом году из-за холодной весны началась на неделю позже, кормов за счет массовой уборки озимых на зеленый корм готовим на уровне прошлого года. В целом заготовку кормов по сравнению с прошлым годом рассчитываем увеличить на 9 процентов. 


От Смоленска до Луанды

 Куда и сколько сможем реализовать излишков продовольствия в этом году? 

Алексей Богданов: На 2020 год Правительством утвержден прогноз экспорта продовольствия на сумму 5,75 млрд долларов, что на 4 процента больше прошлогоднего. Когда он разрабатывался, еще не было коронавируса, падения цен на нефть. Мы рассчитывали, что потребление в мире и молока, и мяса, и продукции растениеводства будет расти. Но сейчас цены на некоторые товары биржевой группы на внешнем рынке снизились, в том числе из-за падения покупательской способности населения в условиях распространения коронавируса. Тем не менее продовольственная группа товаров в отличие от других будет страдать гораздо меньше, и мы считаем, что запланированный уровень экспортных поставок в этом году выполнить реально. Человек может отказаться от нового автомобиля, мебели или одежды, но не от продуктов питания. Да, мы ощущаем на внешнем рынке жесткую конкуренцию с европейскими или американскими производителями, особенно на рынках дальнего зарубежья – в странах Азии и Персидского залива. В целях минимизации негативных процессов в мировой торговле ориентируем предприятия на производство и экспорт наиболее ликвидных видов продукции, усиление присутствия на рынках с высокой импортоемкостью (сегодня это рынки стран СНГ, ЕС, Азии и Персидского залива), а также на работу по совершенствованию технологического процесса и снижению себестоимости. Ежедневно ведется мониторинг конъюнктуры цен на внешних рынках с целью определения наиболее выгодных для нас экспортных цен. 

Диверсификация экспорта, работа над которой системно ведется уже на протяжении более пяти лет, сегодня помогает предприятиям зарабатывать на внешних рынках. Россия, активно наращивающая объемы молочного производства (только в первом квартале на 4,9 процента), в ближайшей перспективе может насытить свой рынок собственными продуктами. Уже сегодня доля российского рынка в общем объеме экспорта снизилась на 4 процентных пункта и составила 76,6 процента. При этом выросли поставки в Китай, Азербайджан, Армению, Молдову и другие страны. В целом экспорт в страны дальнего зарубежья увеличился немногим более 40 процентов. Кроме того, в этом году сельскохозяйственная продукция и продукты питания стали поставляться на новые рынки, среди которых Австралия, Афганистан, Малайзия, Оман, Палестина, Ангола, Индия, Панама, Мадагаскар, Кипр и другие государства. 

ФАКТ

Основной итог действия рекомендаций МАРТ – снижение интенсивности роста цен на социально значимые товары в среднем до 5–6 процентов.

khlystun@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter