Центробанки пополняют золотые запасы

Битва за металл

Пару лет назад аналитики и эксперты называли вложения в золото пережитком прошлого. Спрос на этот металл упал в прошлом году примерно на 20%. Но, похоже, мода на золото возвращается. Его активно покупают центробанки и население некоторых стран, а цены постепенно растут. Почему?


Несколько недель назад Германия завершила процесс частичного возврата своего золотого запаса из-за рубежа. Из банков Нью-Йорка и Парижа слитки  вернулись в хранилище Бундесбанка во Франкфурте-на-Майне, где впервые за послевоенную историю находится чуть более половины драгоценных сбережений страны. 

На первый взгляд, ничего примечательного. Перевезти несколько сотен тонн металла в наш век задача несложная. Правда, если речь идет о золоте, удовольствие выходит не из дешевых. 

К тому же хранить слитки за рубежом может быть практичнее с точки зрения его быстрой продажи. Но Бундесбанк причин не скрывает: главная цель — вернуть доверие населения. План репатриации озвучили в 2013 году после глобального кризиса. 

Германия — не единственная страна, которая захотела вернуть свое золото. 

В 2015—2016 годах это частично сделали Нидерланды. В Швейцарии широкую поддержку получило движение Save Our Gold (“Сохранить наше золото”). Экономист Игорь Березняцкий поясняет:

— Золото — это мощный психологический актив. Оно веками играло одну из ключевых ролей в финансовой системе. Это своеобразный инструмент доверия. 

Неудивительно, что драгметалл был “посредником” при формировании нынешней финансовой системы. Начиналось все с золотого стандарта, когда дензнаки жестко привязывались к желтому металлу. Чем больше золота, тем больше денег можно пустить в оборот. 

В 1944 году, когда США удалось накопить около 80% запасов золота капиталистического мира, сформировалась новая система. “Американца” жестко привязали к драгметаллу — так появилась мировая валюта. Но хватило пары десятков лет, чтобы Штаты напечатали слишком много зеленых. Спусковым крючком для заката эпохи золотодолларового стандарта  стало требование президента Франции Шарля де Голля обменять доллары, находящиеся в запасах страны, на золото, хранившееся в США. К Франции захотели присоединиться и другие страны. Уже к 1971 году американскими резервами можно было обеспечить только 16 процентов запущенных в обращение долларов. Привязка к золоту ушла в прошлое. Мир перешел к новой системе, где валюты свободно конвертируются друг к другу.

Хотя сегодня возврат золота Германии на родину имеет скорее символическое значение, факт остается фактом: центробанки не спешат освобождать от слитков свои хранилища. Исключения, конечно, есть, но их немного. К примеру, в прошлом году от желтого металла в ЗВР отказалась Канада. Мы же, напротив, наращиваем золотой запас: если в 1999 году он составлял около 1,3 тонны, то на начало 2017-го — уже 39,1 тонны. В январе прошлого года мы даже вошли в число мировых лидеров по покупке слитков.

Сейчас доля желтого металла в общем объеме резервов у нас около 26%. В целом ЗВР на начало сентября оцениваются почти в 7 млрд долларов — примерно на треть больше запланированного. Финансовый аналитик Александр Муха поясняет:

— Это хорошая тенденция, которая способствует повышению кредитоспособности и инвестиционной привлекательности нашей страны. Важно, что нынешний рост ЗВР базируется на здоровой основе — он происходит прежде всего за счет увеличения валютных поступлений, связанных с заметным увеличением экспорта товаров и услуг. 

Пополняем запасы, в том числе золотом, не только мы. Во втором квартале 2017-го центробанки купили на 20% больше драгметалла, чем за аналогичный период минувшего года. Золотой запас всех стран теперь равен примерно 

33 тысячам тонн — самое высокое значение с 1999 года. Александр Муха объясняет:

— Традиционно ЗВР — это активы, размещенные в долговых ценных бумагах надежных эмитентов, прибыль от них невысока. Но нужно как минимум обеспечить их сохранность. Сегодня же есть проблема отрицательных процентных ставок. Надежные европейские, японские активы сейчас не приносят дохода своим владельцам. Вероятно, в золоте центробанки увидели более привлекательные перспективы.

В прошлом году в долларах золото выросло в цене на 8%, с начала этого года — уже почти на 15%. Впрочем, сказать, что желтый металл всегда дорожает, было бы ошибкой. Пик приходился на 2011 год, когда цена за тройскую унцию доходила до 1920 долларов. Потом резкий спад. Сейчас — около 1300 долларов. В чем причина турбулентности? Ценовые законодатели — спотовый рынок в Лондоне и биржа COMEX. Объем торгов в первом случае ежегодно составляет около 1,5 млн тонн, во втором — примерно 179 тысяч тонн. При этом всего в мире добыто порядка 170 тысяч тонн. Парадокс? Секрет прост: на этих рынках идет торговля не реальным блестящим товаром, а производными ценными бумагами. На лондонской бирже лишь 1 из 25 000 сделок осуществляется с последующей поставкой драгметалла. Игорь Березняцкий поясняет:

— Уровень цен зависит от множества факторов. К примеру, в кризис существенно вырастает спекулятивный спрос. Показательный момент: в конце лета шли тревожные новости о возможном противостоянии США и КНДР, на фоне этого цены росли. 

Объемы добычи тоже влияют на стоимость металла, уверен Александр Муха:

— Центробанки — не мелкие спекулянты. Они используют долгосрочные стратегии. Вероятно, по их расчетам, в перспективе иметь золото будет выгодно. 

По данным агентства Bloomberg, золотодобыча до 2025 года может упасть на треть по сравнению с нынешними показателями. 

Впрочем, перспектива роста цен, вероятно, не единственная причина растущего интереса к золоту. В последнее время главными  покупателями драгметалла стали центробанки России, Турции и Казахстана. Игорь Березняцкий это объясняет так:

— Наращивают резервы в золоте сегодня преимущественно восточные государства. Здесь нередко этот драгметалл рассматривается как альтернатива доллару. 

В  этом году внимание многих приковала новость из Китая. Если упрощенно, здесь планируется ввести контракты на нефть в юанях, обеспеченные золотом. Правда, речь идет не о том драгметалле, что находится в хранилищах Поднебесной, а о том, который можно купить на бирже.

В Казахстане золото постепенно вытесняет доллар на бытовом уровне. С начала лета здесь проводится программа по продаже золотых слитков населению. Целью прежде всего является дедолларизация: пока казахстанцы хранят сбережения преимущественно на валютных депозитах. Слитки же полностью казахстанского производства, продают их за тенге. К примеру, 10 граммов на старте программы стоили 127 тысяч тенге (около 380 долларов). Примерно за 3 месяца удалось реализовать около 24 килограммов.

Вариантов, куда вложить сбережения, сегодня немало. Относительно свежее ноу-хау — криптовалюты, в которые сегодня инвестируют даже крупные солидные фонды.  Однако золото рано называть пережитком прошлого. Достаточно одного плюса, чтобы перевесить сотни преимуществ других активов, — оно пользуется доверием. Чтобы его заслужить, потребовались даже не десятки — сотни лет. А это дорогого стоит. 

Большое будущее аналитики рисуют серебру. Цены на него будут расти. Уже сейчас потребители и инвесторы испытывают реальный дефицит этого металла — в этом году спрос превышал предложение примерно на 190 миллионов унций. С годами нехватка будет лишь усиливаться: на одно лишь развитие солнечной энергетики в этом году ушли рекордные 83,3 миллиона унций.

Выгодно ли вкладываться в золото?

Самый простой способ обзавестись золотом в качестве сбережений — приобрести мерный слиток. Для примера возьмем период 5 и 10 лет. В середине сентября 2012-го Нацбанк предлагал 100-граммовые золотые слитки за 5987 долларов в эквиваленте. Сейчас такой слиток можно продать обратно примерно за 8,2 тысячи рублей, или 4266 долларов. Проигрыш солидный — около 1,7 тысячи долларов. Зато в перспективе 10 лет можно было бы неплохо заработать: в сентябре 2007-го покупка обошлась бы в 2387 долларов в эквиваленте, сейчас прибыль составила бы около 1,9 тысячи долларов.

Вряд ли стоит рассматривать в качестве инвестиций покупку “ювелирки”. В стоимости украшений существенную часть занимает работа — грамм золота 585-й пробы в изделии стоит 130—200 рублей. Тем временем самый быстрый способ сдать его — отнести в ломбард или скупку. Кольцо, цепочку, браслет любой художественной ценности здесь примут по цене лома — примерно от 24 до 63 рублей в зависимости от пробы.

gavrusheva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter