Рынок труда в Беларуси стабильнее, чем в соседних странах

Безработица ставит диагноз

В нашей стране на протяжении последней пятилетки государственная политика в области занятости населения направлена на повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда и ее территориальную мобильность. Это, а также меры социальной поддержки, предусмотренные Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016—2020 годы, позволили не допустить раскручивания маховика безработицы в условиях пандемии коронавируса. Чего не скажешь о сопредельных государствах, где карантинные меры, вроде бы и продиктованные исключительно заботой о здоровье, сделали десятки тысяч людей новыми безработными, и они сегодня, чего тут скрывать, наиболее уязвимы перед набирающей обороты второй волной COVID-19.


Фактический уровень безработицы в Беларуси, не закрывавшей экономику и не уведшей население на тотальный карантин, в этом году стабилен. В третьем квартале данный показатель составил четыре процента от численности рабочей силы — об этом свидетельствуют данные Белстата, собранные по методологии Международной организации труда путем обследования домашних хозяйств. Аналогичная картина наблюдалась годом ранее. Это свидетельствует о том, что полугодовое испытание коронавирусом страна прошла достойно, рынок труда не обвалился. А что у соседей?

В Литве за год уровень безработицы увеличился почти в два раза, сообщает новостной портал Baltnews со ссылкой на данные европейского статистического бюро «Евростат». Если в ноябре 2019‑го работы не было у 7,9 процента трудоспособных граждан, то в ноябре 2020-го — почти у 15 процентов. Тот же источник делает ремарку: безработица в Литве растет на фоне сворачивания деловой активности из-за карантинных мер. Чаще страдает молодежь, значительная доля которой трудилась в наиболее уязвимой во время пандемии сфере услуг. В результате, по данным Службы занятости Литвы, в августе количество безработных в возрасте до 30 лет составило 42,4 процента.

Огромный завод площадью в целый район на окраине одного латвийского города.

В Латвии ситуация вроде не такая патовая, но поводов для оптимизма тоже маловато. В октябре уровень фактической безработицы в этой стране составлял 7,7 процента, что на 0,3 процентного пункта меньше по сравнению с сентябрем, сообщает новостной портал Baltic News Network со ссылкой на латвийское Центральное статистическое управление. При этом по сравнению с октябрем прошлого года фактическая безработица выросла на 2,1 процентного пункта, а зарегистрированная — на 1,7. Экономист банка SEB Дайнис Гашпуйтис, мнение которого приводит уже агентство Baltnews, предполагает, что перед тем как безработица начнет снижаться, ее показатель может вырасти примерно до 9,5 процента.

Уровень безработицы в Польше в октябре составил 6,1 процента — такие данные приводит портал радиостанции Polskie Radio 24. Для сравнения: показатель марта — 5,4 процента.


В комментарии порталу экономический эксперт Уршуля Крыньская указывает причину — создание «антикризисного и финансового щитов», которые поощряли работодателей сохранять рабочие места, финансируя этот процесс в наиболее сложные времена. Однако ее прогнозы на ближайшие месяцы умеренно пессимистичные: в связи с окончанием сезонных работ стоит в ближайшие месяцы ожидать ухудшения ситуации, но рост безработицы «не должен превысить 7 процентов». И тут делается «важная» ремарка: мол, показатели на рынке труда в Польше — одни из самых лучших в Европе. Да уж… Если их «показатели» лучшие, то что говорить о других примерах…
Больнее всего коронавирус в странах ЕС ударил по сфере услуг, где занято много молодежи. Поэтому, например, в Литве сегодня особенно много безработных в возрасте до 30 лет.
Кстати, далеко за ними ходить и не надо… По украинской экономике пандемия COVID-19 нанесла сокрушительный удар: ВВП страны во втором квартале этого года сократился на 11,4, в третьем — еще на 3,5 процента. С апреля по июнь уровень безработицы, по данным Государственной службы статистики, увеличился с 8,6 до 9,9 процента. Международный валютный фонд считает, что данный показатель в Украине до конца года увеличится до 10,1 процента. Как видим, даже самые ярые радетели украинских «реформ» из МВФ уже не могут делать хорошую мину при столь грустной картине. А сколько было пафоса. Сколько было замечательных идей — как еще поэкспериментировать над украинцами…


Конечно, злорадствовать здесь неуместно. Понятно — сейчас всем нелегко. Вот наша восточная соседка, Россия, располагает куда более мощными экономическими ресурсами, чем Беларусь. Тем не менее рынок труда там ой как немало пострадал от коронавируса. Число российских безработных увеличилось с 4,7 процента от трудоспособного населения в марте до 6,4 процента в августе. И только к сентябрю, по данным Счетной палаты, этот показатель снизился до 6,3 процента. (В октябре, кстати, цифра не изменилась.) И это при том, что, по словам Президента Владимира Путина, Россия направила 4,5 процента ВВП на минимизацию последствий пандемии, чтобы как-то смягчить ситуацию в экономике и избежать необратимых потерь.


Планы социально-экономического развития Беларуси на ближайшие годы станут одной из главных тем для обсуждения на предстоящем Всебелорусском народном собрании. Ориентиры были обозначены летом в предвыборной программе Александра Лукашенко: в области экономики шоковой терапии не будет, а безусловным приоритетом станет рост доходов граждан. Данный посыл дает основания рассчитывать на то, что ни коронавирус, ни внешние экономические факторы и впредь не станут причиной потрясений на белорусском рынке труда.

Андрей ­­ДЕНИСЕНОК.

Фото urban3p.ru и rubaltic.ru.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter