Какие изменения ждут сферу национального электромобилестроения с вводом БелАЭС

Батарейка для городского транспорта

Даже последствия пандемии не могли повлиять на мировые продажи электротранспорта. Плюс пять процентов и минус 18 — именно так здесь выглядит расстановка сил между спросом на авто на батарейках и двигателем внутреннего сгорания. Курс на развитие электротранспорта с вводом БелАЭС взяла и наша страна. Что происходит в сфере белорусского электромобилестроения, как развивается профильная инфраструктура и какие меры могут вывести направление на новый уровень — ситуацию изучила корреспондент «Р».

Спрос и предложение

Когда в нашей стране четыре года назад заговорили о проекте программы развития зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта, на автодорогах можно было насчитать около 30—40 электромобилей да десяток электробусов. Тогда оптимистичный прогноз ученых, которые утверждали, что к 2025 году по нашим улицам побегут как минимум 10 тысяч авто на батарейках, казался строчкой из научно-фантастического романа. Но уже сейчас всех единиц легкового, грузового и пассажирского электротранспорта в стране — почти половина от этой цифры. Только количество электромобилей, по последним данным, достигло 4 тысяч. Причем за первое полугодие 2021-го в нашу страну ввезено 2112 электромобилей — больше, чем за весь 2020-й. В итоге за пять месяцев нынешнего года в сравнении с этим же периодом прошлого объем энергопотребления зарядными станциями вырос на 23 процента и составил 3,8 млн кВт.ч.

Наличие интереса к легковым «электрикам» отмечают и в компании БелДжи, которая планирует в ближайшее время вывести на внутренний рынок электрокар Geely Geometry А. Пока четыре авто проходят активный тест-драйв на дорогах Беларуси, рассказал маркетолог СЗАО «БелДжи» Александр Тугарин. К концу года потребитель получит первую тысячу машин с запасом хода в 550 км. Невзирая на приличную стоимость — в топовой комплектации авто обходится в 30 тысяч долларов, внимание к новинке имеется. 

— Мы уже видим спрос, — говорит мой собеседник. — Только за время открытия предварительной записи и участия в выставке компания оформила предзаказы более чем на 200 экземпляров.

Если говорить о пассажирском электротранспорте, пока выше спрос на троллейбусы с автономным ходом.

Электрическая тенденция все больше завоевывает самые разные секторы автомобильного рынка. На нее ориентируются большегрузы, специальная техника. Предприятия-гиганты все охотнее смотрят в сторону двигателей, альтернативных ДВС. Научные институты, в числе которых Объединенный институт проблем машиностроения Национальной академии наук, работают над отечественными электродвигателем, системами управления, накопителями энергии. Создают собственную линейку электромобилей. 

Электробусам быть?

Что ж, казалось бы, задел есть. Но существуют и проблемы. Например, надо признать, что с электробусами, по крайней мере пока, в большей степени знакомы лишь жители Минска. Здесь в автопарке — около сотни экземпляров этих электроновинок. В меньшей — жители регионов. И это при актуальной проблеме старения транспорта городских автопарков. А ведь согласно Комплексной программе развития электротранспорта на 2021–2025 годы, на перспективу до 2030-го пассажирский транспорт в Минске и областных центрах будет электрическим. Просчитана даже суммарная прогнозируемая потребность на ближайшую пятилетку — почти 2,5 тысячи единиц. Речь об электробусах и троллейбусах с запасом автономного хода. 

Предприятий-производителей этой техники даже внутри страны как минимум два. К ветерану отечественного электромобилестроения «Белкоммунмашу» недавно присоединился МАЗ, сообщил технический директор ОАО «Минский автомобильный завод» Александр Кравченко. По его словам, результатом пилотного проекта предприятия уже стал десяток электробусов, курсирующих по стране. Здесь планируется ежегодно выпускать до 300 единиц техники — троллейбусов и электробусов.

— Мы освоили производство, вышли на серийный уровень. Показали, что можем разработать и изготовить. Электробусы презентовали в Киеве, провели опытную эксплуатацию, отработали пробег. Наш реальный пробег — 300 километров. Сейчас осуществляются подобные испытания в Санкт-Петербурге. По итогам питерцы примут решение о покупке. Интерес есть. И у Москвы в том числе. Будем там проводить испытания в октябре.


Сам лидер по производству пассажирских «электриков», как рассказал начальник управления продаж в страны СНГ ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» Виталий Шкуратов, за прошлый год выпустил 250 единиц (до 40 процентов от них — электробусы) электротехники. Но это лишь половина от мощности предприятия. На 2021-й, по словам Виталия Шкуратова, запланировано немногим больше — до 300 единиц, из которых примерно пятая часть — электробусы. 

Цена вопроса 

Что мешает нарастить число электробусов в городах страны уже сейчас? Оба производителя называют высокую стоимость в сравнении с другими видами транспорта. Традиционно выше спрос на троллейбусы, теперь уже с автономным ходом, отмечает Виталий Шкуратов. Но поскольку «Белкоммунмаш» большую часть компонентов, в том числе электрику и батареи автономного хода, изготавливает своими силами, возможности для снижения цены имеются. Вопрос решают объемы закупок. 

— Если закупка идет малыми партиями, электробус пока по стоимости дороже автобуса или троллейбуса почти вдвое. А вот если по Беларуси будет общий заказ до 300 машин, то мы готовы снижать цену на четверть и больше. Тогда цены выравниваются. И не нужно забывать, что в эксплуатации электробус будет экономить. 

К ветерану отечественного электромобилестроения «Белкоммунмашу» недавно присоединился МАЗ.

МАЗ вопросом цены, говорит Александр Кравченко, также активно занимается: 

— Пока электробус от МАЗ на 60 процентов импортный. А треть от цены — это батарея. Белорусские на сегодня кузов, элементы электрики и электроники. Идет работа над снижением цены. Отдельные элементы переводим на белорусское или китайское производство, сотрудничаем с Объединенным институтом машиностроения НАН. Плюс нашего электробуса в том, что он полностью унифицирован с автобусом. Помимо внешнего сходства, это означает, что их можно собирать на одной линии.

Еще одним препятствием для более активного применения электробусов, по мнению производственников, все еще остаются сложности с зарядной инфраструктурой. Хотя, как заверяет заместитель генерального директора ПО «Белоруснефть» Андрей Котик, совсем скоро и этот вопрос решится. Наряду с новыми заправками для легкового транспорта предприятие впервые поставит комплексы для электробусов. 

— В целом сегодня в стране 450 зарядных станций для электромобилей, к концу 2021-го их число вырастет до 600. В тех локациях, где есть спрос на зарядку электромобилей, мы планируем ставить супербыстрые комплексы как для электромобилей, так и для электробусов. Первый супербыстрый зарядный комплекс для электромобилей будет запущен в июле 2022 года. 

arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter