В Черногории не утихают протесты, связанные с законом о вероисповедании

Балканские страсти

В Черногории не утихают протесты, связанные с принятием закона «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом статусе религиозных общин». Акции протеста проходят в городах страны каждый четверг и воскресенье, и на минувших выходных они вылились в потасовки с полицией, в результате которых против митингующих был применен слезоточивый газ.



Закон, так взбудораживший черногорцев, был принят в декабре местной Скупщиной (парламентом) голосами правящей коалиции. Процедура принятия также носила скандальный характер и обернулась потасовкой и задержанием группы оппозиционных депутатов. Причиной таких балканских страстей является то, что новый закон предполагает изъятие в пользу государства культовых сооружений, принадлежащих Сербской православной церкви (СПЦ). Поводом для подобного решения является то, что храмы якобы перешли в собственность СПЦ ненадлежащим образом в период существования Королевства сербов, хорватов и словенцев, а также Югославии, в состав которых Черногория вошла после 1918 года. Этот закон, по замыслу инициаторов, восстанавливает «историческую справедливость», однако категорически не устраивает Сербскую православную церковь, прихожанами которой является большинство верующих Черногории. Учитывая, что на Балканах значение религиозного фактора по-прежнему велико, а политика и религия тесно переплетены друг с другом, столь бурная реакция черногорцев была вполне предсказуема.

В среде южных славян конфессиональная принадлежность тесно переплетена с национальной идентичностью. Именно религия определяет национальные различия между сербами, хорватами и бошняками, говорящими фактически на одном, сербско-хорватском, языке. С черногорцами ситуация сложнее, поскольку и по языку, и по религиозной принадлежности они не отличаются от своих соседей сербов. Именно поэтому Черногория в свое время не вышла из состава Югославии, сохранив федеративную связь с Сербией. Представления о том, что сербы и черногорцы фактически являются одним народом, по-прежнему распространены в обоих государствах, и единство церкви немало этому способствует.

Независимая Черногория превратилась в своего рода геополитический противовес Сербии с ее колебаниями по поводу европейской интеграции, нежеланием вступать в НАТО и пророссийскими симпатиями. Напротив, Черногория в лице ее многолетнего бессменного лидера Мило Джукановича взяла однозначно прозападный курс: перешла на евро, тем самым экономически привязав себя к ЕС, вступила в НАТО, признала независимость Косово и поддержала все антироссийские санкции, которые ввел Запад после событий в Украине в 2014 году. Естественно, во всех этих начинаниях Подгорица пользуется живейшей поддержкой западных стран.

Проведение подобной политики требует идеологического обоснования, и в этих условиях ситуация, когда многие черногорцы считают себя сербами, а значит, могут симпатизировать Белграду, является весьма некомфортной для властей Черногории. Поэтому в стране проводится кампания по формированию новой национальной идентичности, максимально дистанцированной от сербской. Это касается, например, языковой сферы, где продвигается новая литературная норма, позиционируемая как самостоятельный черногорский язык. Еще одним направлением стало создание новой черногорской церкви, независимой от сербской. Результатом явился церковный раскол. Черногорская автокефальная церковь остается неканонической и не имеет широкой поддержки в обществе. Вот почему у прихожан и иерархов Сербской православной церкви возникло подозрение, что новый закон направлен на поддержание этой организации и именно в ее руках могут оказаться изъятые у СПЦ храмы.

Таким образом, черногорский конфликтный узел стал частью более масштабного геополитического противостояния и цивилизационной конкуренции, которая разворачивается сегодня внутри православного мира.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter