Ольга и Ирина всегда путешествуют вдвоем: так веселее, да и безопаснее
И подвезти, и накормить
Впервые Ольга встала у дороги с поднятым вверх пальцем (фирменный жест автостопщиков. – Прим. «ЗН»), когда ей было 18:– Мы с подругой хотели на каникулах попутешествовать по Крыму. Туда приехали автобусом, а по полуострову решили перемещаться автостопом. С непривычки было страшно и некомфортно. В итоге проехали на попутках от силы километров 20 и сдались – побежали за билетами на автовокзал.
Полноценные путешествия начались спустя год:
– На тот момент я увлекалась коучсерфингом – сервисом, который позволяет путешественникам бесплатно гостить в разных странах. Однажды у меня остановились двое туристов из Челябинска. До Минска они добрались автостопом и увлеченно рассказывали, как весело и быстро преодолели путь в 2500 километров. Тогда я очень удивилась слову «быстро»: как такое может быть? Да кто вообще захочет бесплатно подвозить незнакомцев? Но на практике оказалось, что таких людей гораздо больше, чем я думала. Причем почти все считают, что просто подвезти «стоппера» – мало: пытаются накормить, подсказать интересные места.
Самое бюджетное путешествие потянуло на 40 рублей. Это была поездка в Кишинев, причем вся сумма ушла на сувениры и продукты в столице Молдовы:
– У нас с подругой – а мы всегда путешествуем вдвоем – обязательно есть запас денег на еду и обратный билет. Автостопом путешествуем не потому, что хотим сэкономить, а потому, что нам это нравится.
9000 километров на попутках? Done!
Когда едешь на фуре, дорога кажется вечностью
Своей главной авантюрой Ольга Стесик считает путешествие во Владивосток – это около 9000 километров в одну сторону. В Приморье подруги добрались за две недели: ночью останавливались по коучсерфингу в крупных городах, утром осматривали местные достопримечательности, а после обеда выдвигались в путь.– В среднем проезжали около 1000 километров в день. Причем не говорили водителям, куда на самом деле держим путь – чаще всего просто называли ближайший крупный город. Потому что, когда люди слышали о намерении добраться до Владивостока, у них возникало много вопросов, а в глазах читалось недоумение.
Во время поездки минчанки привередничали и не «стопили» фуры, потому что на них ехать очень долго. Ловили легковушки, причем старались выбрать машину поновее:
– Дело в том, что груженая фура едет со скоростью около 70 километров в час. А если еще и дорога ухабистая, то даже небольшой перегон растягивается на целую вечность.
На обратном пути белорускам повезло: они проехали 6000 километров с одним и тем же водителем, которому было по пути.
– Автостоп – это не просто экономный отдых, а целая субкультура со своими правилами
А правда, что вы едите много картошки?
За семь лет активных путешествий у минчанки, которая сейчас работает сотрудником таможни, не возникало никаких неприятностей:– Когда читаю в интернете жуткие истории про автостоп, не верю, что такое бывает.
По ее наблюдениям, дольше всего машину приходится ловить именно в нашей стране:
– У нас люди неохотно подвозят «стопперов». В России с этим проще. Может быть, потому, что там расстояния между городами измеряются не сотнями километров, а тысячами – грустно проделывать такой большой путь в одиночку. Узнав, что мы с подругой из Беларуси, водители-россияне всегда реагируют очень радушно. Самые популярные вопросы: «А правда, что вы едите много картошки?» И вдогонку: «А почему вы тогда такие стройные?»
Путешествие автостопом – это не просто экономный отдых или интересный опыт, замечает Ольга:
– Это целая субкультура со своими правилами. Автостоп учит преодолевать преграды, не бояться дискомфорта, мыслить позитивно. И позволяет по-новому взглянуть на мир.
НА ЗАМЕТКУ
• Отправляясь в путешествие, обязательно возьмите с собой карту местности – самую обычную, бумажную. Иногда техника подводит: в телефоне садится батарея, не ловит связь – поэтому лучше подстраховаться.
• Набор-минимум для «стоппера» выглядит так: пара обуви и удобная одежда на смену, минимальный набор посуды, фликер, фонарик, а также палатка и спальник, если предстоит ночевать в пути. И не забудьте про денежный запас и документы.
• Найти общий язык можно с любым водителем. Многие из них охотно рассказывают о себе, так что задавайте больше вопросов.
• Заботьтесь о своем здоровье и заранее сделайте прививки, которые нужны в конкретном регионе.
Елизавета МАСЛОВСКАЯ, студентка 3-го курса факультета журналистики БГУ