Лидский мастер умеет "чувствовать стекло"

Автограф на стекле

О стекловаре лидского ОАО «Завод «Оптик» Витольде Ненартовиче многие жители нашей страны узнали по билбордам с его портретом. К признанию трудового мастерства Витольд Антонович шел 32 года, не меняя места работы, из смены в смену оттачивая профессиональные навыки.

Витольд Ненартович

— За Антоновичем как за каменной стеной: человек он очень надежный, степенный. Поэтому любую сложную работу можно доверить и быть спокойным — справится без лишних слов, — такую характеристику Витольду Ненартовичу дала начальник цеха Лина Гражинская, пока мы шли на производство.

...Цех стекловарения после зимнего холода встретил теплом. В центре — огромная печь, у которой я и увидела стекловара. Витольд Антонович только кивнул головой в знак приветствия — оторваться от процесса нельзя ни на минутку.

Лина Николаевна тем временем посвящает в таинство производства:

— Вот здесь, в ванной печи и варится стекло при температуре около 1.580 градусов. Сырьевая шихта, которая туда засыпается, — это кварцевый песок, борная кислота, поташ, селитра, церий, соль и глинозем. Смесь в строгом соответствии с технологией предварительно подготавливается и взвешивается по заданному рецепту. Весь процесс занимает около 10 суток, стекло должно пройти пять стадий варения, чтобы на выходе стать прозрачным.

Через прокатную машину, за которой пристально следит Витольд Ненартович, вытягивается красивая раскаленная лента стекла. Стекловар скрупулезно меряет ее ширину штангенциркулем.

ФОТО ЕЛЕНЫ СЕМЕНОВОЙ

Когда партия выработана, вместе с напарником они поднимаются к горнилу печи, чтобы загрузить новую порцию шихты. Теперь можно и отвлечься на пару минут для разговоров — это производству не помешает:

— Я уже больше трех десятков лет стекловар и в другом деле себя не представляю. Предприятие наше одно такое в Беларуси, и этот факт тоже придает значимости моему труду. Можно сказать, что стекловар — человек творческий, ведь выпуск каждой новой марки изделия, по сути, начинаешь с нуля. Стекло нужно чувствовать, иначе ничего не получится. Главное в процессе — это правильный температурный режим, который регулируется стекловаром.

— А бывает ли первое стекло комом? — интересуюсь кухней производства.

— Конечно, бывает. Поэтому, чтобы довести до нужной кондиции новинку, нужно тесное взаимодействие технолога и стекловара, — отвечает мастер.

К слову, при непосредственном участии Витольда Ненартовича на заводе проводятся экспериментальные варки новых видов стекла, с его помощью проведена реконструкция стекловаренных печей под варки таких сложных марок, как ЛК–107, К–8, С–95–2, востребованных не только на внутреннем, но и на внешних рынках. Не случайно он не единожды был признан лучшим представителем оптической промышленности, а коллектив открытого акционерного общества рекомендовал его кандидатуру для представления к награждению медалью «За трудовые заслуги».

А начиналась его дорога в стекловары сразу с порога Лидского индустриального техникума. На заводе, куда пришел устраиваться на работу, требовались именно такие специалисты, поэтому ответственного новичка Витольда Ненартовича определили в ученики к опытным мастерам.

Примечательно, что в это время родилась «заводская» семья Ненартовичей. Будущую супругу Людмилу Витольд заприметил еще в техникуме, вместе пришли работать на завод, а вскоре поженились. Единственный сын Марк, хотя и не пошел по стопам родителей, но после окончания педагогического университета вернулся учителем в Лиду, сейчас учится в аспирантуре.

Витольд Антонович без пафоса говорит, что завод стал судьбой:

— С ним связаны самые важные годы моей жизни, здесь коллеги по работе стали друзьями.

Геннадий Пуйдак, с которым Ненартович бок о бок работает у стекловаренной печи уже с десяток лет, убежден, что ему с напарником повезло:

— Мы уже понимаем друг друга без слов, достаточно взгляда. При таком ответственном производстве подобная совместимость просто необходима. Дружим семьями, что тоже немаловажно.

ОАО «Завод «Оптик» широко известно как предприятие, специализирующееся на производстве оптических деталей различного исполнения и назначения, которые находят применение в самых разных отраслях и сферах. В этом многообразии традиционно есть и линейка продукции медицинского профиля. Еще в 80–е годы лидчане приступили к выпуску очковой линзы из заготовок стекла собственного производства.

Витольд Антонович демонстративно снимает очки:

— Вот это стекло сварено тоже здесь, с непосредственным нашим участием. Можете себе представить, какие строгие требования к его чистоте предъявляются!

Для того чтобы понять, стекло какого качества и чистоты варят на лидском предприятии, нужно увидеть работу контролеров. Даже притрагиваться рукой без перчатки к изделию строжайше возбраняется!

...Минуты для передышки истекли, Витольд Ненартович вместе с напарником снова отправляется к печи. Понаблюдав за таинством варки, понимаю, что это дело требует высочайшего мастерства и внимательности. Сегодня редкой профессии стекловара в аудиториях не учат. Отрадно, что в Лиде есть мастера, которые передают ученикам науку чувствовать стекло.

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter