Что делать водителю, попавшему в дорожно-транспортное происшествие

Аварийные огни

Машин на наших дорогах все больше — что поделать, издержки цивилизации. Увы, не у всех получается безаварийно управлять автомобилем. И все чаще звучит фраза: «Вызывайте ГАИ!..» Попробуем спокойно разобраться, как следует вести себя в случае ДТП

pixabay.com

Учиться предугадывать 

Дмитрий Мацкевич виновником аварии никогда не был. Зато его автомобиль не раз страдал от горе-водителей.

— Ехали с другом. Вдруг глухой удар. Нас швырнуло вперед на лобовое стекло. Машина вылетела на пешеходный переход, — вспоминает Дима. — Мы минут пять сидели, не понимали, что произошло.

Когда парни вышли из машины, увидели помятый бампер и разбитую заднюю фару. Из другой машины выскочила растерянная девушка. Она не заметила, как машина Димы остановилась на красный сигнал светофора.

— Повезло, что у нее скорость маленькая была, — говорит Дима. — Иначе нас могло подбить куда сильнее.

Дальше все пошло по схеме: вызов ГАИ, оформление ДТП, получение соответствующих бумаг и страховая.

Несколько недель Дима боялся сесть за руль. И хотя машину в автосервисе починили сразу же, все это время она стояла во дворе.

— Ноги тряслись, когда все-таки осмелился и снова сел за руль. Честно скажу, была мысль выйти из машины и поехать на автобусе. Но я себя переборол, в конце концов, не по моей же вине произошло ДТП. Эта мысль грела душу и отчасти успокаивала. Мне как-то инструктор по вождению сказал, что хороший водитель должен предугадывать шаги других участников дорожного движения. Я вспомнил эту фразу и понял, что раз я попал в ДТП, значит, не сумел предугадать его — надо еще учиться быть хорошим водителем. А где учиться, если не на дороге.


С холодной головой

Психолог Алена Арланова советует тем, кто попал в критическую ситуацию на дороге, первым делом взять себя в руки:

— Нужно начать дышать, почувствовать свои ноги, свое тело. За самоощущением должно восстановиться и восприятие реальности. Это нужно, чтобы выстраивать коммуникацию с человеком, с которым вы столкнулись, или с инспектором ГАИ. Часто у людей еще до ДТП есть опыт шоковой травмы. Это может быть операция, еще какие-то вещи, которые мы пережили в детстве или более зрелом возрасте.

Бывает, машину заносит, и водитель теряется. Как настроиться на управление автомобилем, чтобы этой паники и ужаса в глазах не возникало?

— Зачастую люди не готовы к вполне ожидаемым вещам. Я говорю про психологическое состояние водителя. Насколько мне известно, в ПДД есть статья о запрете садиться за руль в определенном психологическом состоянии — при высоком эмоциональном возбуждении или сильной усталости. Скорость реакции и в обычных-то условиях должна быть высокой, а при плохих погодных условиях и вовсе на порядок выше. Ближе к зиме это правило особенно актуально, потому что дорога скользкая и скорость реакции в таком случае сокращается. Необходимо среагировать и принять решение за долю секунды. Поэтому надо быть очень сосредоточенным. Если вы находитесь в состоянии нервного возбуждения после разговора с женой, начальником или у вас какие-то сильные чувства, за руль садиться опасно.

Несколько лет назад Алена сама стала участницей легкого ДТП.

— Была весна, дорога внешне чистая, но скользкая. Впереди резко затормозило несколько машин, я тоже затормозила, а машина не останавливалась. И я в бампер легонечко ударилась. Потом мне понадобилось нескольким людям об этом рассказать, — вспоминает психолог собственный рецепт спасения от шоковой травмы. — Человек исцеляется от стрессовой ситуации путем проговаривания своих чувств, испуга, страха, злости на того, с кем столкнулся. То есть это нужно проговорить. Хорошо, когда у вас есть друзья, родственники, которым можно все это рассказать. Тогда вы освободитесь от сильных чувств, которые возникают в таких ситуациях.

Если ситуация более тяжелая, возможно, нужна психологическая помощь. Не надо стесняться за ней обратиться. По словам Алены, порой одной терапевтической сессии достаточно, чтобы человек освободился от этих переживаний и спокойно жил дальше.

Не учи дурака на дороге

Старший инспектор по административной практике отдела ГАИ УВД администрации Ленинского района Минска капитан милиции Олег Грабун уже десять лет борется с правонарушителями на дороге. По его словам, чаще ДТП происходит по вине водителя:

— Причиной аварии становится банальное несоблюдение дистанции между транспортными средствами, несоблюдение бокового интервала, наезд на стоящий автомобиль. Реакция людей на ДТП бывает самой разнообразной: от словесной перепалки до рукоприкладства. В последнее время сотрудники ГАИ сталкиваются с тем, что виновники уезжают с места ДТП. Они думают, что это всего лишь царапина, ничего страшного, и потом полируют повреждения на машине.

Найти таких инфантильных водителей не составляет труда. А последствия довольно серьезные. Ущерб пострадавшему водителю взыскивается у виновника через суд.

— Голова должна мыслить здраво, и не надо поддаваться панике. Ни в коем случае не следует уезжать и тем более скрывать следы ДТП, — советует Олег. — Лучше остаться, решить все мирно с другой стороной или вызвать ГАИ. Наши сотрудники помогут разобраться, оформить европротокол и другие документы.

Несмотря на то что европротокол создан для того, чтобы облегчить водителям задачу и не ждать сотрудников ГАИ, многие все равно звонят в 102, просят помощи.

— Наши ребята приезжают и спрашивают: «Вам 800 евро будет достаточно для возмещения расходов на ремонт повреждений, полученных в ДТП?» Участники говорят: «Да». Тогда оформляем европротокол, потому что по нему упрощенный порядок возмещения ущерба.

Зачастую дорога становится площадкой для вымещения негативных эмоций. По наблюдениям госавтоинспекторов, агрессоры, как правило, — молодые люди 20—25 лет. «Учить» других на дороге они особенно любят после работы — с 5 до 7 вечера.

— В это время плотный трафик на проезжей части. Все хотят быстрее попасть домой, — объясняет Олег. — Отчасти сам понимаю эмоции тех, кого подрезают. Я могу словесно выругаться, но зачем делать что-то в отместку или чтобы «научить кого-то ездить»? Если вы хотите принципиально «наказать» лихача, запишите номерной знак или отправьте в ГАИ запись инцидента с видеорегистратора. Мы разберемся с этим водителем. Кстати, сейчас многие отправляют нам видеозаписи с нарушениями.

Если кто-то на дороге решил «поучить» вас ездить, инспектор советует отдалиться от такого «наставника». Пусть едет на все четыре стороны. А если вы с ним столкнулись и «учитель» решил разобраться с вами с помощью кулаков, постарайтесь привлечь внимание окружающих, закройтесь в машине и вызовите не только наряд ГАИ. Позвонив в 102, скажите, что второй участник ДТП ведет себя агрессивно. Тогда приедут два наряда милиции.

Кстати, хотя женщин за рулем меньше, чем мужчин, процент виновников ДТП среди тех и других примерно одинаковый, говорит инспектор, опираясь на личный опыт:

— Аварии с участием женщин чаще всего происходят из-за их невнимательности: отвлеклась на телефон, засмотрелась в зеркало… Но и повреждения при ДТП минимальны, поскольку женщины редко превышают скорость, этим по большей части грешат мужчины.

ЦИФРЫ

По данным ГАИ МВД, всего в Беларуси с начала 2020 года произошло 1850 ДТП. Со смертельным исходом — 278. Ранены 1946 человек

Цвет решает всё

Сергей Бородич, инструктор и преподаватель теории в минской автошколе:

— Существует много факторов, при которых ДТП более вероятно. Например, цвет машины. Самыми попадаемыми в аварии считаются машины черного цвета, а самыми безопасными — белого. Но ничего сверхъестественного тут нет. Просто белые машины более заметны, чем черные.

НА ЗАМЕТКУ

Оформляем европротокол

Европротокол — это процесс самостоятельного оформления ДТП его участниками без вызова сотрудников ГАИ. При оформлении ДТП по европротоколу используется стандартный бланк извещения о ДТП, который выдается страховой компанией при оформлении договора. В течение 5 рабочих дней потерпевший должен обратиться либо в страховую компанию виновника ДТП, либо в ту, где был оформлен его договор страхования.

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter