Андрей Зубков: «Белорусская торговля ни в чем не уступает европейским сетям»

О том, как правильно выплывать против течения и справляться с набегающими волнами, расспрашивать лучше всего пловцов-чемпионов. Уж они-то в этом разбираются! А о том, какие условия в стране созданы для бизнеса и как противостоять волнам кризисов, разговаривать нужно с теми, кто этим занимается. И успешно! Наш собеседник возглавляет крупнейшую торговую сеть страны. Его компания регулярно входит в десятку важнейших налогоплательщиков Беларуси. Его трудовой коллектив самый большой среди всех частных предприятий. Знакомьтесь — Андрей Зубков, генеральный директор торговой сети «Евроопт».


— Андрей Владимирович, просто ли заниматься бизнесом в Беларуси?

— Ни в одной стране мира это не просто. Потому что предпринимательство — большой риск и большая ответственность. Ошибочное решение может стоить дорого, а цепочка неправильных шагов легко приведет к полному краху и банкротству. Люди теряют рабочие места, государство — какую-то часть налогов, владельцы — вложенные средства. 

— Хорошо, давайте спросим иначе: созданы ли в нашей стране надлежащие условия для развития бизнеса?

— Наша компания была основана в 1993 году. По сути, мы ровесники независимости. Начиналось все с небольшого частного предприятия, созданного двумя парнями из деревни, без каких-либо связей в Минске. И если за это время компания выросла в крупнейшую торговую сеть страны, все эти годы успешно развивалась, открывала для себя новые направления, справлялась с вызовами кризисов и продолжала укрепляться, это много значит!

На протяжении всех этих лет мы видим, что государство работает над улучшением условий для бизнеса, понимает его важность для пополнения бюджета и для обеспечения занятости населения. Здесь, безусловно, положительная динамика.

— «Евроопт» — компания достаточно успешная, уже многие годы задающая темпы белорусской розницы. И достаточно медийная: о ваших инициативах часто рассказывают СМИ. То спортивными спонсорами станете, то благотворительный подарок детским учреждениям или организациям здравоохранения сделаете. Признайтесь честно: принуждают? 

— Нас никто не заставлял принимать участие в том или ином социальном проекте, проявлять ту или иную инициативу. Во всех случаях, о которых писала или не писала пресса, мы действуем так, как подсказывает совесть.

Дело в следующем: наша компания прекрасно понимает, что работает в социальном государстве. 

В государстве, где без ответственности перед людьми, перед интересами страны заниматься бизнесом не получится. 

Мы, если хотите, зачастую предчувствуем, что будет важным в ближайшее время, какой тренд поможет открыть новые перспективы.

Возьмем, к примеру, сервис доставки товаров на дом. Мы начинали с развоза продуктов по Минску, затем добавляли областные города, расширяли географию на районы, увеличивали ассортимент продуктов, ускоряли сроки выполнения заказа. По мере того как мы этим занимались, все больше понимали, что этот бизнес выполняет важную социальную роль. Потому что бесплатная доставка оказалась нужна очень многим: и многодетным семьям, и пожилым, и людям, которые по своему физическому состоянию не могут сходить в магазин. А когда началась пандемия и стали актуальными вопросы социального дистанцирования, роль безопасной доставки возросла еще больше. Сегодня благодаря нашим сервисам можно привезти товары в любую точку страны, и покупатели очень активно пользуются этой услугой.

Или рассмотрим развитие торговли на селе. В определенный момент стало понятно, что сельская торговля не справляется с вызовами времени — ее отставание от бурно развивающейся в городах розницы нарастало. Но люди в глубинке менялись. Они стали более мобильными, продвинутыми, у них возросли потребности. За не удовлетворенным в деревенском магазине спросом они поехали в город. И мы приняли решение развивать новое направление — сельскую торговлю.

Опять же, это не благотворительность, а бизнес, причем логистически гораздо более сложный. Мы им занялись с учетом того, что нужно людям. На селе проживает не менее 20 процентов населения. Это же покупатели! И если молодые смогут приехать в город, то пожилым людям это нелегко по разным причинам. Наша компания запустила автолавки, вместе с районными властями разработала маршруты, взяв на себя обязательство заезжать даже в самые небольшие деревни, где живет буквально несколько человек. Одновременно были разработаны маршруты подвоза покупателей из деревень в наши супермаркеты на бесплатных автобусах, чтобы люди могли приехать, сделать необходимые покупки и вернуться домой без оглядки на график движения общественного транспорта. 

И в этот же момент мы стали открывать первые магазины на селе. Они понравились сельчанам. И когда нам предложили принять участие в эксперименте в Оршанском районе, мы взяли в управление 33 магазина обанкротившегося райпо. Сделали ремонты, завезли необходимое оборудование, продумали логистику завоза товаров, набрали персонал — и сельская торговля в районе вновь заработала!

Сегодня в деревнях и поселках по всей стране у нас открыто уже более 200 магазинов, и эта работа не останавливается. Во всех магазинах, в том числе в автолавках, к оплате принимаются как наличные деньги, так и банковские карточки, покупатели в любом уголке страны могут принимать участие в акциях и рекламных играх торговой сети.

— Андрей Владимирович, но по общепринятым понятиям торговля на селе не может быть прибыльной. Так зачем вам это?

 — Пока логистика в сельской местности не становится оптимальной, мы какое-то время можем работать в минус. Рентабельность появится, если вокруг базового склада образуется достаточно плотное кольцо магазинов. И мы понимаем, что при правильной организации бизнеса, при продуманной логистике, при надлежащем уровне процессов розница на селе может и должна быть прибыльной. Пусть это небольшие цифры, но справедливости ради и в городах мы работаем с минимальной рентабельностью. За годы существования компании она менялась от 0,5 до 1,5 процента. А в прошлом году, например, была чуть более нуля. Поэтому никакого противоречия в том, что мы пошли на село, нет.

Как нет ничего удивительного в том, что мы решили стать, например, партнером Европейских игр, которые проводились в Минске. 

Официальная торговая сеть крупнейших соревнований континента — это же достойный статус! 

Это шанс представить гостям страны возможности белорусской торговли, продемонстрировать уровень наших магазинов. И отмечу, что многие иностранные гости были действительно приятно поражены нашими супермаркетами — и ассортиментом, и внешним видом, и уровнем подготовки продавцов и кассиров. Могу откровенно сказать, что наши магазины в разных уголках Беларуси ни в чем не уступают торговым объектам европейских сетей.

— Говоря об ответственности, которую несет бизнес перед обществом и государством, подразумеваете ли вы и определенные обязательства перед собственными сотрудниками?

— Коллектив нашей компании на данный момент — около 37 тысяч человек. И могу заверить, что все трудовые отношения у нас основываются исключительно на действующем законодательстве. У всех работников есть надежный социальный пакет, а по дисциплине выплат и уровню заработной платы мы входим в число лучших в отрасли.

Мы много внимания уделяем развитию компетенций, профессиональному образованию и совершенствованию наших сотрудников. За прошедшие годы многие наши люди сделали неплохую карьеру внутри компании. Поступали, к примеру, на работу в должности грузчика, а сегодня, после получения соответствующего образования и навыков, возглавляют торговые объекты или структурные подразделения.

Объединенная профсоюзная организация «Евроопт» — это более 20 тысяч человек, крупнейшая в стране. И наш профсоюз ведет активную работу. Еще пять лет назад, вскоре после создания профорганизации, был заключен коллективный договор, который установил дополнительные социальные гарантии для работников. Профсоюз активно занимается спортивными и культурно-массовыми мероприятиями, под его эгидой и при поддержке администрации в компании работает свой спортивный зал, организовываются экскурсии, проводится ежегодный туристический слет и два раза в год — корпоративная спартакиада. Думаю, социальное партнерство между нанимателем и трудовым коллективом в нашей компании налажено на высоком уровне.

— Тема экономических кризисов сегодня, в условиях пандемии коронавируса, очень актуальна. Как белорусская розница справляется с ними? 

— Торговым сетям всегда приходится противостоять вызовам, как и любому другому бизнесу. Мы всегда стараемся сдерживать цены, не только в кризисы. Мы просим от поставщиков экономического обоснования каждой попытке увеличить стоимость товаров. Наращиваем собственные поставки. Те же товары критического импорта наша компания зачастую завозит сама, и покупатели по ценам чувствуют, что ввез «Евроопт» самостоятельно или какой товар является нашей собственной торговой маркой.

— Как вы оцениваете уровень государственно-частного партнерства и диалога власти и бизнеса в нашей стране?

— Наиболее ярко такие взаимоотношения проявляются в инвестиционных договорах. У нашей компании за время ее существования были обязательства по целому ряду инвестиционных договоров. На данный момент практически все из них выполнены, и отмечу, что в полном объеме.

Мы можем не соглашаться порой с отраслевым регулятором и даже дискутировать, но эти дискуссии показывают конструктивный характер наших отношений. Мы не можем сказать, что нас не слушают. Не во всех вопросах соглашаются, но нас слушают и готовы слышать. Это характеризует наши отношения. Ожидать, что с нами регулятор будет всегда согласен, наверное, было бы неверным.

Хороший диалог налажен и на уровне местных властей. Были времена, когда мы сталкивались с непониманием ситуации, лоббированием интересов местных участников торговли. Сегодня ситуация улучшается. Многие региональные руководители считают, что главное — это интересы людей, возможность для них получить доступ к современным формам торговли и самому широкому ассортименту по приемлемым ценам. На рынке розницы прекрасно могут уживаться и крупные торговые сети, и небольшие региональные компании, и индивидуальные предприниматели.

— Андрей Владимирович, подводя итог, уточню: так открыта ли Беларусь для развития бизнеса?

— В разговорах с инвесторами мы обращаемся к относительно объективному инструменту — рейтингу Doing Business, который ежегодно обновляется Всемирным банком. Наша страна поднималась в нем до высокой 37-й позиции, да и сейчас представлена достаточно уверенно. Например, мы на 14-м месте по простоте регистрации собственности, на 20-м — по подключению предприятий к электроэнергии. Самая сложная позиция — получение кредитов, но эта проблема, считаю, временная и решаемая. 

Наши инвесторы высоко оценивают стабильность, неизменные правила игры как одну из важнейших характеристик успешного бизнеса. 

Они часто задают вопросы, бывают ли у нас рейдерские захваты, на каком уровне коррупция. Наши ответы об отсутствии рейдерства и низком уровне коррупции их зачастую сильно удивляют. А физическая безопасность в Беларуси значительной части из них уже хорошо известна. Многие посещали нашу страну и были приятно удивлены тем, что здесь увидели.

Поэтому наших иностранных инвесторов я всегда приглашаю в Беларусь. Открывайте для себя нашу страну, и вы увидите, что для вас здесь есть хорошие возможности!

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter