Онлайн-опросы, которые проводятся в некоторых СМИ, в Telegram-каналах, — это псевдосоциология, суррогат. Такое мнение высказал аналитик Белорусского института стратегических исследований (БИСИ) кандидат социологических наук Николай Сухотский во время очередного заседания проекта БЕЛТА и БИСИ «Экспертная среда» — «Опросы общественного мнения и ответственность социологов перед обществом».
Он обратил внимание, что, как правило, организаторы подобных онлайн-опросов указывают большое количество участников.
— Люди на это смотрят, и на многих фактор количества действует психологически. Как будто это репрезентативное исследование. Но на самом деле к репрезентативности оно не имеет никакого отношения. Однозначно это больше псевдосоциология, суррогат, — отметил Николай Сухотский.
Аналитик БИСИ привел еще один манипулятивный прием, к которому прибегают организаторы онлайн-опросов. Очень часто они подробно описывают методику исследования, указывают, что оно якобы проводилось едва ли не во всех городах Беларуси, но не называют, кем именно. Пишется, что данные закрытые.
— Этот момент подкупает наивного пользователя, который считает, что как бы приобщается к закрытой информации, — пояснил Николай Сухотский.
Фото: БЕЛТА
Белорусские социологи рассказали, почему с осторожностью внедряют в практику онлайн-опросы