Беларусь – одна из лидеров по количеству региональных фестивалей

Ах, «Лявонiха», «Лявонiха» мая!

В минувшие выходные городской поселок Октябрьский принимал гостей из всех уголков страны. Больше 300 участников художественных коллективов съехались на республиканский фестиваль народного творчества «Берагiня». Многочисленные конкурсы музыки, песен и танцев, концерты и выставки, презентации культурно-просветительских проектов — все это как мостик, связующий берега прошлого и настоящего бурной реки времени.


Танцуют все

В эпицентре фестиваля — городской сквер, праздничное оживление в котором царило задолго до официального открытия. Как и радостное волнение участников. Вполне объяснимое накануне долгожданного события: ведь ему предшествовали сотни часов репетиций и своего особого творческого поиска.

Разнообразие состава участников емко характеризует определение «от мала до велика». Достаточно сказать, что частью общего праздника стали несколько республиканских турниров. В том числе среди детских и юношеских фольклорных коллективов. По энергичности и азарту мальчишкам и девчонкам в вышиванках с орнаментом не было равных. Старшее поколение не уступало, делая ставку на опыт и мастерство. Все это создавало невероятную атмосферу, в которой прошли конкурсы сольной хореографической импровизации «Барыня», исполнителей народных парных танцев «Лявонiха», фольклорно-этнографических ансамблей «Спадчына». А элемент соперничества лишь привносил особый колорит. Было заметно: в танцевально-музыкальных баталиях сходятся не конкуренты, а настоящие друзья.


Жемчужина со дна речного

Ни один фестиваль народного творчества, само собой, немыслим без народных мастеров. И ремесленники не обманули ожиданий. Резчик по дереву Валерий Минков из Добрушского района привез на выставку лишь малую часть своих работ. Мальчишкой он мастерил игрушечные автоматы, танки и самолеты. Отец разрешал пользоваться плотницким инструментом, да следил, чтобы сын соблюдал технику безопасности. Остальному пришлось учиться самому. Главный принцип школы народного мастерства — увидел, взял и сделал.

Некоторые работы, признается мастер, создаются в единственном экземпляре. Воспроизвести их копии не сможет даже он сам:

— Был у меня кусок дерева. Три года я вокруг него ходил. Посмотрю, подержу в руках: что-то напоминает, но что именно, непонятно. Стал делать и в итоге получился осьминог, держащий раковину, а в ней — жемчужина из мореного дуба. Это очень ценный материал, возраст которого исчисляется веками. Поэтому и работу я назвал «Белорусский жемчуг».


Сберечь «Берагiню»

Фестиваль «Берагiня» проходит в Октябрьском раз в два года уже более двух десятилетий. Периодичность была нарушена в 2020-м из-за пандемии коронавируса. Зато нынешний праздник стал достойной компенсацией любителям этнографии и фольклорного искусства. Сегодня поддержке и развитию этих направлений уделяется особое внимание.

— Ни одна из стран не проводит региональные фестивали в таком количестве, как Беларусь, — отмечает консультант управления культуры и народного творчества Министерства культуры Иван Галабурда. — При этом наша главная цель — это не коммерческая выгода и шоу-бизнес в привычном понимании.

Гораздо важнее сохранение единого культурного пространства, развитие разных жанров и видов национального искусства. Наконец, формирование в регионах своих культурных брендов, которые со временем становятся известны не только всей стране, но и за ее пределами.


«Берагiня» — отличный пример реализации такого подхода. Можно уверенно говорить о том, что фестивальное движение в Беларуси есть, оно живет и развивается.

prolesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter