В Витебске и Гомеле состоялись любопытные театральные премьеры

Абсурд подкрался незаметно

В Витебске и Гомеле недавно прошли премьерные показы постановок по пьесам известных европейских драматургов. Оба спектакля оказались схожи по мироощущениям и своему философскому наполнению. Оба заставляют задуматься…

Христо приземлился в Витебске


Внимание художественно­го руководителя На­ци­о­наль­ного акаде­ми­чес­кого театра име­ни Я. Коласа Михаила Краснобаева привлекло творчество болгарского драматурга Христо Бойчева (наиболее известной его работой, пожалуй, является пьеса «Полковник-птица»). В результате на витеб­ских подмостках родилась тра­ги­ко­медия «Бальніца на краі свету».

Фото с официального сайта театра kolastheatre.by

В день показа, на котором мне довелось присутствовать, спектакль был посвящен 60-летию заслуженного артиста Беларуси, ведущего мастера сцены Григория Шатько. Это добавило постановке объема, каждую реплику своего любимого артиста публика встречала одобрением, смехом, аплодисментами. По настроению получился настоящий бенефис.

Шатько просто растворился в роли Деда — настолько она ему впору. Мудрый, много повидавший в этой жизни. Сколько лет провел он в этой провинциальной психиатрической лечебнице, в которой развивается действие, неизвестно. Но определенно много. Впрочем, это и не важно. Дед Шатько понимает, что настоящий сумасшедший дом как раз по ту сторону больничного крыльца. Это роднит его с персонажами трагикомической истории Андрея Кончаловского «Дом дураков». Там тоже лечебница воспринималась как территория, где можно спастить от военного кошмара, но он вторгался и туда.

Главный герой романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» Макмерфи, наоборот, пытался вырваться из лечебницы на свободу. Как и в пьесе «Полковник-птица», так и в «Бальніцы…» где-то летают в небе натовские самолеты, сея тревогу. Болгарский автор искренне пытается разобраться, когда же этот мир, переживший кошмары Второй мировой войны и ужасы Холокоста, снова обратился к насилию и оружию?..

Одна из самых трогательных сцен — встреча персонажа Григория Шатько со своей супругой, роль которой блестяще и тонко исполнила заслуженная артистка Беларуси Тамара Скворцова. Вместе они уходят навстречу бесконечности и звездному небу — и комок в горле нарастает... Не сразу понимаешь, что встреча эта происходит где-то между небом и землей, в каком-то параллельном пространстве. Говоря бытовым языком, происходит она «на том свете». По крайней мере, именно такая формулировка прижилась в нашем обывательском языке.

Христо Бойчев и вслед за ним Михаил Краснобаев приводят спектакль к горькому сентиментальному финалу — и, наверное, такое решение лучше душеспасительной фальши. Режиссер уверен, что этот мир болен, причем болен неизлечимо, и болезнь эта — одержимость насилием и агрессией. Но панацея от нее есть. Это любовь. Земная и небесная.

Тоот, да не тот


Тень отдаленной войны присутствует и в премьерном спектакле «Тоот, другие и майор», поставленном в Гомельском областном драматическом театре. Известный белорусский режиссер Яков Натапов обратился к пьесе основоположника венгерского театра абсурда Иштвана Эркеня и предложил зрителям трагифарс.

Фото Владимира Ступинского

 Столкновение четко следующего уставу и своему долгу воен­ного человека с простодушной средой обывателей сначала приводит к комическим, а позже и к трагикомическим последствиям. Хозяин дома, шеф пожарной команды господин Тоот, по натуре добряк и дипломат, оказывается загнанным в психологическую ловушку. От майора, внезапно приехавшего погостить в их дом, зависит благополучие его сына. Но господин Тоот не готов к напору майора. Как же не хочется подчиняться этому нелепому самодуру, страдающему, помимо всего прочего, еще и из-за своего маленького роста, ненавидящему всех, кто выше его!..

У этой пьесы Иштвана Эркеня — счастливая сценическая судьба. В советское время ее поставил Георгий Товстоногов в Большом драматическом театре в Ленинграде. В том спектакле играли Евгений Лебедев и Николай Трофимов. Режиссеры Владимир Наумов и Александр Алов «оживили» эту же пьесу в театре «Современник» в Москве. Там играли Олег Табаков и Валентин Гафт. Комментарии, как говорится, излишни.

В гомельском спектакле тоже сильный актерский состав. Харизматичный актер Юрий Зайцев с упоением играет самодура-майора. Он словно раскачивается все два действия на своеобразных качелях настроения: то принимает своих новых друзей всей душой, то подозревает их во всех смертных грехах. То сидит себе тихо, как мышка, в своей комнате, а то вдруг ведет себя, как взбесившийся чертенок.

Алексей Бычков в роли Тоота степенный и неторопливый, но по ходу действия в нем нарастает глухой неизбежный протест. Все существо этого маленького человека в финале спектакля восстает против господина майора.

А артист Павел Кордик играет сразу две роли — Почтальона и Профессора психиатрии Киприани. Мировой светило своими советами сам приводит Тоота в ужас. Но после окажется, что и самому Киприани не помешает психологическая помощь.

Режиссер Яков Натапов признавался накануне премьеры, что для него приоритеты в пьесе расставлены весьма четко:

— Для меня это история о том, что сотрудничество со злом ни под каким благородным предлогом, даже ради какого-то карьерного благополучия детей или собственного мещанского комфорта, невозможно.

Натапов, мастер серьезной интеллектуальной режиссуры, остался верен себе и на сей раз. Так что Гомельский театр можно поздравить с серьезной большой работой. Свой 80-й сезон он продолжил на достойном интеллектуальном уровне: абсурдистский трагифарс — «редкий зверь» в наших театральных «лесах». Вместе с витебской премьерой оба спектакля «рифмуются» как попытки духовной переоценки жизни наших современников.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter