87-й сезон в Большом театре Беларуси открылся премьерой оперы Бородина «Князь Игорь»

Впервые ее поставили у нас в 1934 году, как только Сталин дал отмашку на ее возобновление в Большом театре СССР. Потом были постановки 1949 и 1967 годов. И, наконец, 13 июля 1996 года с огромным успехом прошла премьера спектакля молодого Александра Анисимова и питерского режиссера Юрия Александрова при участии хормейстера Нины Ломанович.



– В какой-то момент мы почувствовали, что к спектаклю падает зрительский интерес, и решили, что нам нужен новый «Князь Игорь», – сказал на встрече с журналистами 23 февраля 2018 года генеральный директор Большого театра Владимир Гридюшко.

Сказано – сделано. 29 апреля 2018 года постановочная группа в составе народных артистов Беларуси, лауреатов Государственной премии дирижера Александра Анисимова и хормейстера Нины Ломанович, белорусского режиссера Галины Галковской (театралы знают ее по спектаклю «Кармен») и главного сценографа петербургского Михайловского театра, народного художника России Вячеслава Окунева приступила к работе. 15 сентября 2019 года новый «Князь Игорь» вышел к зрителю.


Для маэстро Анисимова это девятая постановка оперы Бородина в различных городах и театрах мира.

– И самая лучшая – мне есть с чем сравнить! – улыбается он. – К примеру, в Сан-Франциско замечательный режиссер Франческа Дзамбелло перенесла действие в эпоху последнего русского императора. Это было эффектно, красиво и понятно американцам, ведь «Слово о полку Игореве» они не читали и не знают, кто такие бояре. Главной изюминкой было то, что Владимир Игоревич погибал, половцы прямо на сцене вырезали у него сердце и, упившись его кровью, танцевали «Половецкие пляски».



В белорусском «Князе Игоре» никаких экстравагантностей нет. Зато в нем есть самая настоящая революционность. И не оттого, что дирижер с режиссером переставили музыкальные номера, так что спектакль начинается с хора поселян из IV акта и заканчивается финалом первой картины «Частым звездочкам слава!» Мало ли кто и что переставлял? В прошлой постановке увертюра была после пролога, а хор поселян, наоборот, был последним. Считалось, что Бородин оперу не закончил, ее дописывали Глазунов и Римский-Корсаков, а значит, можно перекомпоновывать ее как душе угодно.



Однако научный консультант нынешней постановки, доцент Московской консерватории Анна Булычева, перелопатив горы архивных материалов, сумела доказать, что это не так.

– Бытует мнение о том, что «Князь Игорь» по смерти автора представлял собой хаотическое нагромождение отдельных сцен, слабо связанных между собой. Фактами это не подтверждается, – утверждает она.

Римский-Корсаков не просто переписал многие сцены в опере, но и выбросил из нее массу готового авторского материала. И вот теперь эта прекрасная музыка, по неведомой причине приговоренная к уничтожению, зазвучала со сцены Большого театра Беларуси.

Нет, конечно, не мы первые и не мы одни удостоились этой чести. Но когда в финале из уст князя Игоря зазвучали неслыханные прежде слова: «Ты, Всеволод, русскими костьми Каялы не засеял, ты русской кровью Каялу не поил…» – у меня мурашки побежали по коже. А заканчивается эта невероятная новая ария могучим призывом: «Князья, забудем смуты и раздоры, дружины наши соберем и Русь святую мы спасём!»


Никогда еще я не слышала в классических русских операх такой задушевной, за сердце берущей песенной стихии. Знакомые с детства мелодии вдруг явили свою первоначальную песенную силу.

Браво, маэстро Анисимов! Браво, хор во главе с главным хормейстером Ниной Ломанович! Браво, Анастасия Москвина (Ярославна) и Юрий Городецкий (Владимир Игоревич) – они эту песенную стихию почувствовали и донесли. Хороши почти все певцы: и Владимир Громов в роли князя Игоря, и Владимир Петров – князь Галицкий, и уникальный Кончак – приглашенный из Азербайджана Али Аскеров, и даже несущественные вроде Скула и Ерошка – Сергей Лазаревич и Юрий Болотько.


Но главная здесь все-таки Ярославна. Мы привыкли видеть ее слабой и зависимой, Бородин же написал ее сильной и властной.

– Ярославна – моя любимая партия, – говорит народная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии Анастасия Москвина. – У меня она ассоциируется с Ефросиньей Полоцкой. Сильная женщина, которая в исторические моменты берет на себя ответственность за народ, за страну, за государственность, за землю.

Как по мне, она больше похожа на Анастасию Слуцкую, а спектакль «Князь Игорь» – на национальный проект «Анастасия». Даже «Половецкие пляски» в хореографии Михаила Фокина – Юрия Трояна удивительным образом рифмуются с татарскими сценами «Анастасии».   

Сказочно красива сценография и костюмы народного художника России Вячеслава Окунева, который за 32 года сотрудничества с Большим театром Беларуси оформил массу замечательных спектаклей.



– Мы все под впечатлением от того, насколько масштабно и величественно звучат декорации, которые сделал для нас Вячеслав Александрович! – говорит главный хормейстер Большого театра, народная артистка Беларуси Нина Ломанович.

Кстати, костюмов в спектакле около 450. Все артисты, включая хор и миманс, по нескольку раз переодеваются.



И еще одно революционное событие. 21 сентября в 22.15 премьеру «Князя Игоря» покажет телеканал «Беларусь 3». Запись велась непосредственно на спектакле, так что телезритель почувствует дыхание зала. Надеюсь, и для телевидения, и для Большого театра это станет доброй традицией.


Фото: Павел Сущенок и Павел Бас, предоставлены пресс-службой Большого театра Беларуси

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter