И только один ответил мне словами графини Жанлис: ««Те, кто читает книги, всегда буду управлять теми, кто смотрит телевизор».
Я поняла это в том духе, что читавшие Энгельса всегда будут видеть дальше, ярче и глубже, чем те, кто читает только телеграм.
Я еще застала время, когда Энгельса не только читали, но и конспектировали.
Диалектический и исторический материализм в Белорусской государственной консерватории читал ныне покойный доктор философских наук, тогда еще не профессор Энгельс Константинович Дорошевич. Философия для него была наукой практической, помогавшей разобраться в сложных явлениях жизни.
Помню, как я пришла к нему сдавать экзамен. Смотрит мне в лицо и говорит:
— Вот вы пришли ко мне, такая юная, славная, в свитерочке… Кто вы для меня — объект или субъект?
— И то, и другое!
— Молодец, умная девочка! Давайте зачётку!
И никаких билетов, к которым я так тщательно готовилась.
Фридрих Энгельс был, несомненно, самой интересной частью той философии, которую нам преподавали. Не биография, а мысли — вот что было интересно.
«Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи; извращение человеческих отношений завершено; рабство современного торгашеского мира — усовершенствованная, законченная, универсальная продажность — носит более бесчеловечный и всеобъемлющий характер, чем крепостное право феодального времени…» — писал он в своей работе «Положение рабочего класса в Англии», и это заставляло думать и сравнивать.
«Все идеи извлечены из опыта, они — отражения действительности, верные или искаженные», — пишет он в набросках к «Анти-Дюрингу», и ты начинаешь исследовать содержимое собственных мыслей.
Через Энгельса к нам пришел Спиноза: «Свобода — это осознанная необходимость». Мысль, которая для подростка непостижима, но тот, кто ее не постиг, так подростком и останется.
Так что рано сбрасывать Энгельса с корабля современности. Возможно, если внимательно перечитать, он окажется куда современнее, чем те «мыслители», которые производят нынешнюю интеллектуальную жвачку.