Как снимают путешествия по России с Вилле Хаапасало

Когда наступило затишье в съемках в художественных фильмах, Вилле решил с толком использовать освободившееся время и сделать документальный сериал «30 дней по России с Вилле Хаапасало»… С тех пор он совершил еще пять путешествий — каждое по 30 дней.
Когда наступило затишье в съемках в художественных фильмах, Вилле решил с толком использовать освободившееся время и сделать документальный сериал «30 дней по России с Вилле Хаапасало»… С тех пор он совершил еще пять путешествий — каждое по 30 дней.


Во время съемок «30 дней в Арктике» на Ямале Вилле жил в этом гостеприимном чуме — вместе с семьей малыша

Два его цикла документальных фильмов, «30 дней в Арктике с Вилле Хаапасало» и «30 дней по Шелковому пути с Вилле Хаапасало», недавно показали на российском канале Моя Планета. А сейчас Хаапасало делает для этого канала программу «Охота на рыбалку», которая выйдет осенью. Накануне отъезда на съемки он рассказал, как стал специалистом по фильмам о путешествиях.

— Я половину времени живу и работаю в России, — говорит Хаапасало, — не один раз ее объездил, знаю ее намного лучше, чем подавляющее большинство финнов. И понимаю, что кроме всем известных проблем тут есть и много хорошего. Поэтому однажды пришел на финский государственный телеканал Культура и предложил снять документальный цикл «30 дней по России». Планировал им ограничиться, но не­ожиданно программа стала сверхпо­пулярной, и мне сказали: «Снимай еще!» И я подумал, что о Шелковом пути европейцы знают еще меньше, чем о России, — то есть в историческом смысле знают, а что там происходит сейчас, понятия не имеют. Монголия и страны Азии, которые раньше были союзными республиками, — это для них темный лес. А после «30 дней по Шелковому пути» я снял еще четыре программы, например «30 дней в Арктике». И все они — тьфу-тьфу-тьфу — зрителям понравились, причем не только у нас: их купили скандинавские страны, а за ними Германия и Франция.


На Чукотке Хаапасало плавал на охоту с чукчами и попал в шторм

Я ежегодно выделяю на эти съемки 30 дней, и мы маленьким сплоченным коллективом, куда входят финские режиссер с оператором и российский организатор, пускаемся в путь. Я бы и хотел, чтобы съемочная группа была побольше, но в вертолет помещаются четыре человека. Спрашивается: остальные что, пешком пойдут? Ведь два вертолета арендовать дороже, а мы снимаем для государственного канала, и бюджет у нас далеко не голливудский. Четыре человека — это мобильный коллектив. Но в компактности команды есть и еще один плюс: мы говорим с простыми людьми, которые обычно зажимаются перед солидной съемочной группой. Нашим оператором Осси я очень дорожу: он работает со мной со второго сериала, и мы уже понимаем друг друга с полувзгляда.


На Ямале оленевод учил Хаапасало ловить оленей. Он бегал по полю с рогами в руках, а Вилле пытался его догнать и накинуть веревку на рога

Конечно, тяжело работать 30 дней без выходных, да еще в спартанских условиях. Мы где только ни ночевали — в машинах, вертолетах, чумах, юртах… Старались регулярно возвращаться в цивильные условия, хотя бы раз в два дня спать в гостинице, чтобы душ принять после трудового дня. Но бывали и безвыходные ситуации: в тундре безвылазно жили четыре дня, ночевали в юрте. Когда ты там лежишь, тебя от вечной мерзлоты отделяют только шкуры. Четыре раза в день прямо в этой юрте варят чай. Первый раз — в пять утра. Поскольку дров нет, подкидывают в огонь валяющиеся повсюду ветки, которые ужасно коптят. В первый день я проснулся оттого, что кругом дым и дышать нечем. Смотрю: местные мужики перевернулись на живот и подползли к краям юрты, приподняли их и дышат — ну, и я пополз. Мы с ними охотились на моржа, попали в шторм, чуть не утонули… Я посмотрел на китов вблизи — ох, как они воняют тухлой рыбой, когда дышат! Отведал местных деликатесов. Когда поймают кита, едят китовый жир с кожей. Кожа похожа на резиновый сапог, а жир — вообще бр-р-р! Я кусок в рот засунул, а проглотить никак не могу. Но и выплюнуть нельзя — неуважение. Пришлось самогона попросить — отхлебнул и с ним проглотил с горем пополам. Вареный моржовый кишечник напоминал по вкусу осьминога, только очень странного и невкусного. Оператор кишечник моржа есть не захотел, и я долго гонялся за ним по тундре, чтобы заставить попробовать. Ведь обычно он у нас всегда такие вещи перед камерой ест.


На съемках Вилле обязательно пробует местную еду. Но далеко не всегда она оказывается такой аппетитной, как на этом фото... (Грузия)

План путешествий мы прописываем лишь в общих чертах, у нас свобода и импровизация. Если не получается снять одно, сразу переключаемся на другое. Все предусмотреть невозможно. Например, на съемках «Шелкового пути» хотели съездить в интересное местечко — до него было всего 120 км, и мы рассчитывали быстро управиться… И почти 13 часов ехали по степи! Буксовали, случались мелкие поломки, при этом стояла жара + 52 °С, а кондиционер в машине не работал. Другой раз в Монголии 5 часов добирались до пункта назначения, а на месте я вышел из машины и понял, что там нам снимать не нужно: почувствовал что-то нехорошее. Сажусь обратно в машину, говорю: «Уезжаем». Коллеги возмутились, но  мои смутные предчувствия важнее, чем их логические доводы. Честно говоря, я не знаю, произошло там что-то или нет.


На съемках «Шелкового пути» в Монголии Хаапасало поработал дояром

В этих программах я стараюсь быть просто зрителем, глазами — причем очень доверчивыми. У нас принцип: находить местных людей, желательно с чудинкой, сумасшедших, и слушать, что они о своем крае и своей жизни рассказывают. Мы не сильно интересуемся историей, никогда не проверяем факты и придерживаемся правила: то, что говорит человек в кадре, для нас правда. Если собеседник рассказывает, что к ним на завод прилетали из космоса зеленые гуманоиды, я не ставлю его слова под сомнение. И сам не плошаю. Когда снимали «30 дней по России», приехали в город, где нам вообще не разрешали снимать: куда ни придем, везде нас разворачивают. Но мы не растерялись и сели на паром. Плыли вдоль набережной, и я вдохновенно импровизировал: «Вот этот дом был построен для олимпийских чемпионов… А в этом жил Ленин…» Когда снимали «Шелковый путь», нам попадались люди, не говорившие по-русски, и переводчик рядом оказывался не всегда. Один маленький мальчик мне по-грузински рассказывал, как делают вино, а я, как мог, переводил на финский. Правда, потом выяснилось, что я все неправильно понял. Думаю, люди, посмотрев пять минут нашу программу, понимают, что это шутка и не стоит считать мои рассказы достоверными. Ну а если не понимают, что ж поделаешь…

Автор публикации: Елена ФОМИНА, ТЕЛЕНЕДЕЛЯ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter