«Екатерина»: как снимали сериал о великой императрице

На канале Россия вот-вот стартует телефильм о Екатерине Великой. Ее жизнь показана с момента приезда в нашу страну 16-летней девушкой из немецкой провинции до восхождения на трон. Исполнительница главной роли — Марина Александрова — говорит, что мечтала об этой роли с детства. А режиссер сериала сделал невероятное открытие!
На канале Россия вот-вот стартует телефильм о Екатерине Великой. Ее жизнь показана с момента приезда в нашу страну 16-летней девушкой из немецкой провинции до восхождения на трон. Исполнительница главной роли — Марина Александрова — говорит, что мечтала об этой роли с детства. А режиссер сериала сделал невероятное открытие!

Марина Александрова в роли Екатерины II
Марина Александрова в роли Екатерины II

На главную роль в «Екатерине» претендовали больше двухсот актрис. Глядя на рекламный постер с красавицей Мариной Александровой, невольно думаешь о том, насколько она внешне похожа на свою героиню.

— А кто на самом деле знает, как выглядела Екатерина? — рассуждает режиссер Александр Баранов. — Мы все судим лишь по портретам из школьных учебников, на которых нашей героине было под сорок и выглядела она уже довольно грузной и суровой женщиной. Мы же в фильме показываем ее в период жизни с 16 до 33 лет, когда Фике только приехала из немецкой провинции в загадочную для нее Россию. Кстати, лет десять назад я был с экскурсией в Оружейной палате, где в том числе хранится венчальное платье Екатерины II. Так вот, я был поражен его размером — такой тонкой талии в жизни не встречал ни у одной из женщин! Ну за исключением Марины Александровой — она тоже очень худенькая. (Улыбается.)

В гардеробе исполнительницы главной роли было несколько десятков платьев. Большинство из них нашли в Италии и Испании — в компаниях, специализирующихся на историческом костюме. Еще часть взяли в аренду на «Ленфильме». Несколько мужских военных мундиров пригодились со съемок фильма о Екатерине Великой с Джулией Ормонд в главной роли (картину «Молодая Екатерина» частично снимали в Санкт-Петербурге в 1991 году). А вот ночные батистовые сорочки, шелковые мужские шлафроки, бархатные накидки и мантии шились в питерском ателье.

— Женские платья ощутимо тяжелые, — рассказывает художник по костюмам Валентина Каменева. — Пять-семь килограммов точно, — представьте, каково было нашим актрисам Марине Александровой и Юлии Ауг (Елизавета Петровна)! Но ни одной жалобы от них никто не услышал. А ведь им еще в туго затянутых корсетах приходилось весь день сниматься, во время обеда они клевали как птички! (Улыбается.)

Марина Александрова и Юлия Ауг
Марина Александрова и Юлия Ауг

Исполнительница главной роли к съемкам начала готовиться заранее.

— Месяца за два до съемок я посмотрела все, что было связано с Екатериной, прочла ее дневники, художественную и научную литературу, воспоминания современников императрицы, — говорит Марина Александрова. — Мы создавали художественное кино, поэтому говорить о полной исторической достоверности не слишком уместно. Екатерина в сериале — мое собственное видение этой сильной, амбициозной, но в то же время жаждущей любви женщины. Скажу честно, у меня такого никогда не было: к моменту съемок я знала каждую сцену, понимала, где перекинуть мостик, где взять яблоко, чтобы оно появилось в следующей сцене. Это был какой-то удивительный момент — совпадение внутренней истории со сценарием.

А еще актриса вспомнила, как жила когда-то в Петербурге в общежитии при военной академии, где в свое время располагались екатерининские полки. Там было огромное старинное зеркало времен Екатерины II. Маленькая Марина смотрелась в него и представляла себя императрицей…

Съемки телефильма проходили в Москве, Чехии, Крыму, Санкт-Петербурге и Великом Новгороде. Во все экспедиции Марина Александрова брала с собой двухлетнего сына Андрея, а пока мама была в кадре, с малышом оставалась няня. В Чехии съемочная группа работала в старинных замках. С удивлением обнаружили, что исторические помещения не отап­ливаются.

— Пришлось померзнуть! — рассказывает режиссер. — Но что делать, ради нас никто не собирался затапливать множество каминов в замках — это слишком трудоемко и затратно. Кстати, в крайний съемочный день в одном из замков снимали как раз любовные сцены с участием Марины Александровой и Сергея Стрельникова (граф Орлов). Ничего откровенного — формат канала обязывает, — но зуб на зуб у актеров не попадал.

Марина Кузнецова, ТЕЛЕНЕДЕЛЯ
Фото: канал Россия
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter