3 октября Большой театр представит премьеру - балет "Жар-птица" в постановке Андриса Лиепы

«Целую крепко, ваш Лиепка»

Об Андрисе Лиепе писать легко. Знаменитый танцовщик точно знает, как и чем завоевать сердца журналистов. Он — настоящий подарок для «акул пера» всех рангов и масштабов. Галантности и терпения артисту не занимать: Лиепа никогда и никому не отказывает в интервью, а на любые вопросы всегда отвечает развернуто и обстоятельно. Правила хорошего тона Андрис явно перенял от отца — легенды советской сцены Мариса Лиепы. Даже нашу беседу Лиепа–младший завершил родительским изречением: «Целую крепко, ваш Лиепка». Он и в самом деле поцеловал мою руку — все чин чином, в полном соответствии с культурным этикетом.


Мы встретили артиста за кулисами Большого театра — уже который день здесь полным ходом идут репетиции премьерной «Жар–птицы». Отношения с белорусским Большим у Лиепы сложились как нельзя лучше: он уже поставил на минской сцене несколько балетов проекта «Русские сезоны XXI века» и, кажется, готов работать с нашей труппой и дальше. «Жар–птица», которую 3 октября представят зрителям на Международном театральном форуме «ТеART», заявлена Лиепой как реконструкция: прославленный танцовщик, а теперь еще и балетмейстер, в очередной раз взялся воссоздать жемчужину «Русских сезонов» Сержа Дягилева. Идея смелая, потому что документальных свидетельств постановки не сохранилось. Мы напросились к артисту на репетицию, чтобы своими глазами увидеть, как создается еще одна волшебная история белорусского Большого.


Более ста лет и протяженность в тысячи километров разделяют Париж «Русских сезонов» и современный Минск. Но благодаря Андрису Лиепе время и расстояние значения не имеют: в октябре зрители увидят постановку, максимально приближенную к оригиналу. Костюмы, декорации, хореография — все как в «Русских сезонах» начала ХХ века.


Восстанавливать спектакль Лиепе–младшему пришлось по крупицам: фотографиям, рисункам, воспоминаниям. Изучению архивов Андрис посвятил несколько лет. В одном из них нашел оригинальные эскизы художника Леона Бакста — именно в его наряде когда–то блистала в роли Жар–птицы легендарная Анна Павлова. По эскизам Бакста мастерская Большого театра шьет почти девять десятков костюмов. Пять из них — специально для будущих Жар–птиц. Ольга Гайко, Людмила Кудрявцева, Ирина Еромкина, Марина Вежновец и Александра Чижик — кто из прим выйдет на сцену танцевать премьеру, Лиепа пока держит в тайне. Но на похвалы нашей труппе балетмейстер не скупится:


— Пять Жар–птиц одновременно у меня было только в Мариинском театре. Белорусский Большой стал вторым, и это — абсолютный показатель его профессионального уровня. Я уже ставил этот спектакль в Дрездене, Риме, Марселе, Флоренции — и везде у меня было по две Жар–птицы. То есть ни в одном из зарубежных театров не оказалось такого количества артисток, которые бы справились с этой партией. Более того, в Италии, на родине балета, подходящей танцовщицы вообще не нашлось — пришлось пригласить в спектакль солистку Мариинского театра Ирму Ниорадзе. Белорусская балетная школа по духу очень близка русской, поэтому пять Жар–птиц для минского Большого театра — совсем не предел.


Мы пришли в театр, когда по сцене порхала Александра Чижик — младшая среди всех Жар–птиц. С каждой из них Лиепа занимается индивидуально, часто в ущерб не только обеденным перерывам, но и выходным дням. Таким, например, как сегодня.


— Готов приходить в любое время и репетировать часами. Говорю всем артистам: «Если есть желание — милости прошу на сцену». Через несколько дней я уеду, и тогда труппа останется со спектаклем один на один. Поэтому мне важно проверить и закрепить полученные ими за этот месяц знания.


Пока идет репетиция, мы наблюдаем за Лиепой из–за кулис: его голубые глаза горят, а ноги, видимо, так и просятся в работу. В какой–то момент Андрис не выдерживает и присоединяется к Александре. Делает поддержку, но тут же болезненно морщится — старая травма колена, из–за которой он в свое время вынужден был уйти из балета, дает о себе знать.


— Крестовидная связка — больное место всех артистов балета. Проблемы с ней были и у Нины Ананиашвили, и у Коли Цискаридзе, и у моей сестры Илзе — но все они смогли восстановиться после операции и продолжить танцевать. У меня, к сожалению, не получилось. Жалею? Наверное, нет. Видимо, пришло время. Но перестать танцевать у меня все равно не получается — прихожу в зал и не могу себя контролировать. Я не просто знаю каждую ноту этой партитуры, я проживаю ее раз за разом.


В этом спектакле одинаково важно не только безупречно станцевать, но и сыграть драматическую роль. Играют в «Жар–птице» все: от солистов до артистов кордебалета. На репетиции Лиепа учит Александру, как он сам выражается, обезьянничать: подражая птице, имитировать взмахи крыльев и наклоны головы. Для наглядности даже включает фрагмент фильма–спектакля «Жар–птица», где главную роль играет давняя партнерша Лиепы по сцене Нина Ананиашвили.


Ожидаемой от Лиепы муштры на репетиции мы так и не увидели. Он ни разу не повысил голос, слов укора или упрека с его губ тоже не слетело. В адрес Саши — только слова поддержки.


— В ней есть одно редкое качество — она очень координированна. Я увидел это еще на репетициях «Шахерезады». Сейчас пытаюсь добиться, чтобы ее мозг танцевал, а тело думало. Пока получается наоборот, но это, уверен, всего лишь вопрос времени.


СПРАВКА «СБ»


Спектакль «Жар-птица» впервые был представлен антрепризой Сергея Дягилева «Русские сезоны» на сцене парижской Гранд-Опера в 1910 году. Балет по мотивам русских народных сказок с либретто и хореографией легендарного Михаила Фокина на музыку Игоря Стравинского в художественном оформлении Леона Бакста и Александра Головина сразу после премьеры вошел в историю не только русского, но и мирового искусства. Примечательно, что изначально для работы над «Жар-птицей» Дягилев привлек композитора Анатолия Лядова. Но он работал слишком медленно, поэтому Дягилев передал заказ 28-летнему Игорю Стравинскому. «Жар-птица» положила начало сотрудничеству между Дягилевым и Стравинским, в результате которого появились легендарные сегодня балеты «Петрушка» и «Весна священная».


leonovich@gmail.com


Советская Белоруссия №167 (24548). Среда, 3 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter