Агрогородок Голдово в Лидском районе не оправдывает свой статус

Ни к селу, ни к городу

Агрогородки по праву считаются символом развития социальной сферы на селе...
Агрогородки по праву считаются символом развития социальной сферы на селе. В подавляющем большинстве так оно и есть. Но бывают и исключения. Примером бессмысленно вложенных труда и денег можно считать агрогородок Голдово в Лидском районе. Новый статус деревня получила 4 года назад. С тех пор ее жители ждут улучшений. То, что происходит вокруг, мало напоминает серьезную работу по совершенствованию качества жизни сельчан.


Говорят, что еще лет 30 назад жизнь в Голдово била ключом. Здешний колхоз считался богатым. Люди сюда тянулись. Их не смущало, что от деревни до районного центра — 30 километров. В свое время здесь было построено немало жилья. Благодаря прибыльной работе сельскохозяйственного предприятия социальная сфера в деревне не уступала городской. Были свои школа, больница, Дом культуры, библиотека, баня. Строился двухэтажный торговый центр.


Со временем колхоз обеднел, а вместе с ним начала приходить в упадок деревня. Ветшали здания, кренились заборы, люди разъезжались в поисках работы и перспектив.


Когда в 2010 году райисполком принял решение о преобразовании деревни в агрогородок, здесь жили более 400 человек. Закипела работа, но ее результаты скорее разочаровали, чем обрадовали сельчан. Статистика свидетельствует: всего за три года, прошедшие с начала работ по обустройству, количество жителей деревни сократилось почти на 100 человек.



Впервые в Голдово я приехала в ноябре прошлого года. В редакцию газеты пришло письмо от жителей села: «Что мы получили от того, что деревня стала агрогородком? Отремонтированы амбулатория, школа, клуб, магазин. А самого основного — строительства бани, замены забора, ремонта и освещения улиц нет». На месте увидела редкие фонари на новых осветительных мачтах. Проезд по главной улице — мимо покосившихся деревянных заборов с облезшей краской. Две заасфальтированные дороги. Остальные даже гравием не подсыпали, поэтому они после дождя превратились в кашу с лужами. Во дворах многоквартирных домов — мусор, практически свалка. Рядом с сельисполкомом и местной школой — горы битого кирпича и бетона на фоне 2–этажного остова недостроенного торгового центра. О том, что подобного рода аварийные объекты необходимо огораживать забором, чтобы не случилось несчастья, здесь, похоже, не слышали.


Прошедшие с того времени полгода для жителей Голдово принесли много нового. Из приятного: второстепенные дороги частично подсыпали, фонари повесили. Зато набело отремонтированные сельсовет и школу закрыли. Сельсовет ликвидировали после объединения с соседним, а школу — из–за того, что в ней осталось всего 14 учеников.


В двухэтажном здании сельсовета, в ремонт которого несколько лет назад были вложены немалые деньги, сейчас расположен клуб–библиотека. Работают здесь всего 3 человека: заведующая и 2 технички–уборщицы. Здание немаленькое, его содержание влетает бюджету в копеечку. И все это ради того, чтобы 1 или 2 раза в месяц здесь проводилось нехитрое мероприятие для деревенских жителей.


Со школой тоже странная история. В 2010 году на ее ремонт было затрачено более миллиарда рублей. Но очень скоро Лидский райисполком пришел к выводу, что ее дальнейшее функционирование нецелесообразно:


— Детей в деревне мало. Когда работала школа, нам приходилось содержать полный штат преподавателей и хозяйственников. Поэтому расходы на одного учащегося здесь по итогам 2013 года составили более 81 миллиона рублей, в то время как средний показатель по району — 15 миллионов. Выгоднее подвозить детей из Голдово в школу в соседних Ходоровцах.


Неужели нельзя было сделать расчеты несколько лет назад?


Недавно районная администрация нашла выход: здание школы будет переоборудовано в больницу сестринского ухода на 50 коек. А эффективного применения для бывшего сельсовета пока не найдено.


На улицах Голдово немноголюдно. Жительница деревни Тамара Мельникова ведет меня мимо двухэтажных домов и коттеджей, зияющих пустыми окнами. По ее словам, люди и раньше уезжали, и сейчас продолжают уезжать из деревни:


— После закрытия школы еще две семьи с детьми приняли решение переехать. Не останутся здесь и учителя, потерявшие работу. Нет рабочих мест. Остаются только пенсионеры. В пустующих квартирах собираются любители выпить. Этот факт тоже не добавляет оптимистичных красок в ландшафт агрогородка.


Люди покидают квартиры, из удобств в которых — только электричество и печка на дровах. Воду даже на второй этаж приходится таскать из колонки у дороги, да и туалет не внутри — на улице.


Со временем обладатели частных подворий смогли провести в помещения и воду, и газ. А жители многоквартирных домов так и остались заложниками СПК, на балансе которого находятся дома: он в силу своей бедности благоустраивать жилье сотрудников не стал.


Жалуются жители и на проблемы с транспортом. Сейчас в сельсовет, находящийся в соседней деревне, попасть можно только на одном автобусе — в 4 часа дня. Обратно он отправляется уже через час, так что малейшая проволочка — и в ожидании следующего придется ночевать на остановке. Есть еще утренний рейс, но он идет слишком рано: администрация в это время еще не работает.


— Почему у нас нет элементарных удобств, если мы живем в агрогородке? — спрашивают жители деревни.


С этим же вопросом я обратилась в Лидский райисполком. Получила официальный ответ:


— При обустройстве агрогородка 4 года назад были отремонтированы и установлены новые заборы, но из–за нерадивого отношения хозяев их внешний вид ухудшился. Агрогородок Голдово обустраивался одним из последних. С каждым годом финансирование уменьшалось.


Все как обычно: мало средств. Хотя, если подумать: именно этот фактор должен был заставить чиновников максимально эффективно использовать выделенные на благоустройство деньги.


czcz@onet.eu


Фото автора.


Советская Белоруссия №167 (24548). Среда, 3 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter