Первые итоги трехсторонних переговоров в Минске по Украине

Предложение обязывает

Первые итоги трехсторонних переговоров в Минске по Украине таковы...

В  момент, когда пишутся эти строки, на мониторе высвечивает дата — 1 августа 2014 года. Информационное поле в этот день ко многому обязывает. На нем почти не осталось места для тем более важных, чем начало Первой мировой войны. О ней — все комментарии, уроки и параллели, одной из важнейших среди которых является параллель с нынешним украинским кризисом. Призрак третьей мировой на фоне столетней годовщины Первой уже не просто бродит, а громыхает... Не случайно сбитый в Донбассе пассажирский самолет сравнивают с выстрелом в Сараево, положившим начало мировой бойне. А потому ко многому обязывает и все, что не только будет сказано, но и сделано сегодня.

 

 

Меньше всего хотелось бы, чтобы договоренности в Минске, о которых как раз 1 августа сообщил МИД Беларуси по итогам встречи трехсторонней контактной группы (Украина — ОБСЕ — Россия) по урегулированию ситуации на востоке Украины, были использованы в качестве газетной сенсации. По одной простой причине: никакого шума по этой теме быть не может. Политика дела любит тишину. Президент, встречаясь с одним из участников контактной группы, Леонидом Кучмой, сказал ясно: для нас урегулирование ситуации в Украине предельно важно с точки зрения жизни нашей страны. Слишком тесно связаны наши люди, территории, экономики, чтобы не понимать, как все происходящее в соседней стране может негативно отразиться на всех. А потому Беларусь просто обязана быть территорией понимания. Во всяком случае, в эти дни Минск предоставил всем заинтересованным сторонам площадку для решения взаимоприемлемых вопросов.

 

Первые итоги таковы. Участники трехсторонней контактной группы (Украина — ОБСЕ — Россия) на встрече с представителями руководства самопровозглашенной Донецкой народной республики достигли договоренности по двум основным обсуждавшимся вопросам. Принято решение об обеспечении безопасного доступа международных экспертов к месту крушения «Боинга» и немедленном освобождении определенного числа лиц, взятых в плен.

 

Конечно, это только начало. Не случайно контактная группа обратила внимание на то, что освобождение пленников и других незаконно удерживаемых лиц — важный элемент для обеспечения взаимопонимания и устойчивого прекращения огня. Помимо этого, на их взгляд, необходимо установить поддерживаемый ОБСЕ механизм мониторинга, который должен вступить в силу с началом перемирия, и эффективный контроль и верификацию границы между Украиной и Россией.

 

Все это вызвало шквал новых прогнозов и комментариев о том, удастся ли контактной группе в Минске вывести конфликт в Украине на широкую переговорную дорогу — перейти от войны к мирному урегулированию?

 

Стоит заметить, что российский посол Суриков уже оценил эффективность работы трехсторонней контактной группы в Минске, заявив, что она подтверждена конкретными результатами.

 

Александр Суриков отметил, что после заседания контактной группы международные эксперты уже побывали на месте крушения малайзийского самолета и вернулись обратно: «То есть опробован маршрут доступа международной комиссии на место падения самолета. Это прямо касается вчерашних договоренностей».

 

Вице–премьер Украины Владимир Гройсман также констатировал, что на переговорах в Минске согласован маршрут проезда к месту падения «Боинга» в Донбассе для международных экспертов. Надо заметить, что для Киева этот факт имеет огромное значение. Слишком велика ответственность украинского государства во всем, что касается расследования и последствий этой трагедии.

 

Вообще же, эти два вопроса — освобождение пленников и доступ к сбитому «Боингу» — это такие вопросы, по которым двух мнений быть не может даже у противоборствующих сторон. Нужны были только время и место для того, чтобы достичь взаимоприемлемых решений.

 

Но на горизонте маячит и третья проблема, которая уже практически не дает шансов участникам конфликта отказаться от предложений о дальнейших переговорах. Это гуманитарная катастрофа, которая ширится с каждым новым днем войны.

 

Странно было на днях наблюдать за беспомощностью и растерянностью сотрудников правозащитной организации Human Rights Watch, которые в прямом эфире как могли выкручивались от вопросов по Украине. Убитые там — это гуманитарная катастрофа? Беженцы — это гуманитарная катастрофа? Ответить «да» — это признать в том числе и ответственность Запада за все происходящее. Ответить «нет» — потерять профессиональное лицо и репутацию. Ведь западное общество уже начало сильно напрягаться по этому вопросу. И дальнейшее продолжение войны, которую уже называют «конфликт, не знающий жалости», грозит политической карьере многих и многих деятелей.

 

Так что совсем не случайно еще в начале этой недели госсекретарь США Джон Керри заявил: власти Украины готовы к прекращению огня. А помолчав, добавил — прямо сейчас...

 

Не случайна и утечка в британской газете «Индепендент», в которой утверждается, будто Ангела Меркель договаривается с Путиным об условиях мира в Украине. Британское издание, ссылаясь на неназванные источники, сообщило, что у лидеров Германии и России есть «тайный план», который предусматривает признание аннексии Крыма Россией в обмен на новое соглашение и «стабилизацию» границ Украины. И хотя в Берлине уже назвали лишенным оснований заявление британской газеты «Индепендент» о «секретном плане», сам факт подобных публикаций свидетельствует о брожении умов европейцев. Как написал научный сотрудник фонда Stiftung Wissenschaft und Politik Михаэль Пауль, «уже сегодня надо думать о том, как вернуть доверие, стабилизировать украинское государство и добиться сохранения мира в Европе на будущее».

 

Если не США, то Евросоюз точно будет все далее подталкивать Киев к переговорам перед лицом нарастающих экономических и гуманитарных угроз. Но и Москва не может не откликнуться на это предложение, и дело здесь не только в петле санкций. Вопрос в дальнейшей стратегии России, которая не желает выглядеть в глазах международного сообщества недоговороспособной стороной. Все эти разговоры о некоей российской «автаркии», о том, что она сможет развиваться в изоляции от международных финансовых и инвестиционных ресурсов, что называется, в пользу бедных.



 

А потому переговорам, начатым в Минске, быть, и будут они вестись с переменным успехом до выбора нового состава рады. А там Петр Порошенко должен будет отчитаться о своем предвыборном обещании «быстрого мира» — собственно, эта заинтересованность и дала старт совместной работе на минской площадке.


romanova@sb.by

Советская Белоруссия №144 (24528). Суббота, 2 августа 2014 года

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter