Они были первыми

Деревенского паренька с Могилевщины можно считать космонавтом В деревне Голени Могилевского района живет человек, часть жизни которого непосредственно связана с историей покорения космоса.
Деревенского паренька с Могилевщины можно считать космонавтом

В деревне Голени Могилевского района живет человек, часть жизни которого непосредственно связана с историей покорения космоса. Правда, еще сравнительно недавно он не имел права даже заикнуться о своем прошлом...

Меньше знаешь - крепче спишь

Анатолий Сергеевич Батовкин был призван в Советскую Армию в начале 60-х. Служить попал в сибирский город Канск - после ШМАС - школы младших авиационных специалистов должен был стать стрелком-радистом на бомбардировщике Ту-16. Случись именно так, служба Анатолия ничем не отличалась бы от армейских будней тысяч его сверстников. Но внезапно в часть нагрянула какая-то непонятная для солдат комиссия из Москвы. Сначала собрали всех спортсменов, начали изучать возможности их организма. Никто из них тестов и проверок не прошел. Тогда приехавшие начали изучать способности других солдат. Лишь два человека - Анатолий Батовкин и его сослуживец Валерий Таранец - получили заключение "годен" и были направлены в Москву - к месту "дальнейшего прохождения службы".

В белокаменной Батовкин первым делом попал в... Центральный научно-исследовательский авиационный госпиталь. Летчики-истребители, с которыми довелось лежать в палате (званием не ниже майора), поначалу спрашивали парня, на каких типах самолетов тот летает. Услышав же, что он простой солдат, лишь недоуменно переглядывались. В госпитале Анатолий провел три месяца. За это время каких только анализов он не сдал! Медики фиксировали даже, сколько раз за ночь он повернется во сне с бока на бок. После окончания всех исследований было дано окончательное "добро" - солдат отправился в новую для него часть.

Под нагрузкой

Прибыв к месту службы, Анатолий первым делом дал подписку о неразглашении государственной тайны. На вопросы вроде "Что придется делать?" ему отвечали одно: "Узнаешь в процессе работы".

- В военном билете в графе "воинская специальность", - вспоминает Анатолий Сергеевич, - у меня записано "механик". На самом же деле я вместе со своими сослуживцами (всего 22 человека) был "подопытным кроликом".

На Анатолии Батовкине и его коллегах изучались факторы воздействия космического полета на живой организм, восприятия ими перегрузок и невесомости. Для этого с помощью специальных устройств моделировались самые различные экстремальные ситуации. "Специализацией" Анатолия Сергеевича были перегрузки и "подъем на высоту".

Во время испытаний на центрифуге исследовали два вида перегрузок: по линиям грудь - спина и ноги - голова. Во время этих экспериментов прежде всего фиксировалась рука, в которой нужно было удержать обыкновенный выключатель с пружиной. До тех пор, пока испытуемый был в силах сжимать в руке этот своеобразный "предохранитель", нагрузка увеличивалась все больше. Сначала давали 8-кратную перегрузку, соответствующую преодолению звукового барьера для самолета. Немели язык, мышцы шеи, сказать что-либо внятное испытатель уже не мог. Нагрузки повышались до такой величины, когда тело становилось весом около полутора тонн, а масса сердца равнялась десяти килограммам.

Доводилось Батовкину совершать и "подъемы на высоту". Облаченного в высотный костюм солдата помещали в барокамеру. В ней потихонечку убирали давление и температуру - создавали условия, соответствующие определенной высоте. Максимальный "потолок", в условиях которого побывал Анатолий, составил 45 километров.

- На "высоте", скажем, 30 километров, - рассказывает Анатолий Батовкин, - кислород в легкие шел уже под давлением. Но вдыхать-то вдыхаешь, а выдохнуть вроде как и не можешь - ощущение далеко не из приятных: кажется, что тебя вот-вот разорвет.

После того как при посадке сгорел экипаж космического корабля, одной из версий причин катастрофы называли чистый кислород, которым дышали космонавты. С тех пор в дыхательную смесь начали вводить инертный газ. Впервые этот "коктейль" на себе попробовал именно Батовкин. Впервые испытал и дыхательный аппарат нового образца.

"Гестапо" - так между собой называли солдаты-"кролики" испытание, когда надо было провисеть вниз головой 50 минут. Реакцию организма на непривычные ощущения фиксировали с помощью специальных датчиков. Это был так называемый гиподинамический эксперимент. Отдельные испытатели вниз головой, бывало, проводили гораздо больше времени. Солдата укладывали на кушетку под углом 15 градусов на спину головой вниз. В таком положении испытуемый неподвижно лежал два месяца. Кормили через трубочку, естественную нужду приходилось справлять так же. Врачи выясняли, что произойдет с организмом в невесомости, когда сила тяжести не гонит кровь к ногам...

Один из самых тяжелых экспериментов назывался "сумасшедшая ванна". На бассейн вплотную к воде натягивали специальную черную пленку. На нее укладывали "кролика" в одних плавках таким образом, что теплая вода накрывала его, оставляя сверху только нос и рот. Все это делалось для того, чтобы знать, как поведет себя организм в невесомости, которую на Земле можно было имитировать лишь таким образом.

Анатолий Батовкин вспоминает, что двое его сослуживцев таким образом провели в бассейне 25 (!) дней. Последствия эксперимента были ужасными. Когда солдат достали из бассейна, они не могли самостоятельно стоять на ногах. Пульс каждого - больше 180 ударов в минуту, давление "зашкаливало". Плюс к этому размокшая кожа, которую можно было чуть ли не снимать с тела - никакие специальные мази не помогали. После такой "ванны" испытатели на три месяца были направлены в один из крымских санаториев на реабилитацию.

О меньших братьях...

Когда велась подготовка к групповым полетам в космос, на солдатах проверяли, смогут ли несколько человек в экстремальных условиях коллективно решать одну задачу. Для этого проводили такой эксперимент: в три барокамеры (где, понятно, были созданы "космические" условия) сажали испытуемых, каждый из которых не видел и не слышал других. За пределы "кабин космического корабля" был выведен прибор, стрелка которого была установлена на ноль. Потом настройка сбивалась и задачей команды было совместными усилиями (поворачивая специальную ручку) поставить стрелку в исходное положение. Здесь приходилось действовать чуть ли не на уровне интуиции. Сначала выполнить задачу испытателям было чрезвычайно трудно. Но потом они научились добиваться результата достаточно быстро.

В секретном НИИ, где проводились все эксперименты, солдат из специального пансионата на автобусе доставляли вместе с подопытными "белками" и "стрелками". Только люди участвовали в одних экспериментах, животные - в других. Анатолий Сергеевич вспоминает, что однажды для исследований привезли партию обезьян. Их продували в аэродинамической трубе, и через три месяца все животные погибли. Говорили, что после опытов у приматов произошло значительное смещение сердца.

Впрочем, не обходилось без ЧП и во время экспериментов на людях. Однажды загорелась барокамера, в которой находился испытатель. Казалось бы, достать пострадавшего не составляло труда. Но снижать "высоту", на которой "находился" подопытный, надо было постепенно (иначе солдат мог моментально погибнуть) и лишь потом приступать к тушению огня. Но к тому моменту, когда уже можно было открыть дверцу барокамеры, парень сгорел заживо. Был случай, когда на центрифуге испытателю дали чересчур большую перегрузку. Человек полностью лишился памяти.

Справедливости ради надо отметить, что случаи эти были, скорее, исключением из правил. Врачи тщательно следили за здоровьем солдат. И при малейшем подозрении на то, что у конкретного испытателя могут возникнуть проблемы со здоровьем, его комиссовали. Правда, отправляли, как правило, не домой, а в часть - отслуживать оставшийся до "дембеля" срок.

Мимо ордена

Во время службы "кроликом" Анатолий Батовкин встречался со многими космонавтами - работал на тех же "агрегатах", что и они. И по характеру тренировок будущих покорителей космоса уже мог сказать, кто полетит в ближайшее время. Однажды к нему в гости приехал брат. И Анатолий сказал ему, что вот-вот в космос отправится женщина. Буквально через несколько дней ТАСС сообщило о полете Валентины Терешковой.

В институте, где проходили все исследования, Анатолий Сергеевич видел много интересного. Например, барокамеру, на которой была надпись "марсианский климат". Ученые, с которыми довелось беседовать, тогда сказали, что пробовали в условиях Марса выращивать множество растений. Но жить на Красной планете оказалась способна одна лишь смородина...

Из армии Анатолий привез десятки фотографий. Но недавно все их уничтожил - воспоминания "кролика" ему неприятны, ведь испытателем он стал далеко не по своей воле...

Анатолий Сергеевич Батовкин является, по сути, настоящим героем - ценой своего здоровья прокладывал он человечеству путь в космос. Однако его заслуги так никто и не оценил. Между тем сравнительно недавно указом Президента России 16 коллег Батовкина, на которых проводились различные медико-биологические исследования - граждане Российской Федерации, - награждены орденом Мужества...

Кстати

"Гринпис" России представил материалы, впервые документально подтверждающие, что как минимум до 1982 года в СССР проводились испытания химического оружия на людях.

Материалы проверки прокуратуры Приволжского военного округа полностью подтверждают тот факт, что эксперименты на людях в шиханском Центральном научно-исследовательском и испытательном институте химических войск Министерства обороны (ЦНИИИ ХВ МО) в Саратовской области были обычным явлением.

"Гринпис" удалось достать документы, свидетельствующие о том, что испытания химоружия на людях в СССР начались еще в 30-х годах. Например, в отчете Центрального военно-химического полигона РККА (август 1935 г., Шиханы) указывается, что опыты проводились для того, чтобы "выявить экспериментально, проникают ли отравляющие вещества в танк". Применялись адамсит, бромбензилцианид и фосген.

Красноармейцам разрешалось воспользоваться противогазом только при выходе из облака газа после "наступления раздражения средней или сильной степени". Сколько человек пострадало во время этих опытов, неизвестно.

* * *

По свидетельству немецкого журнала "Die Welt" в 50-е и 60-е годы в Англии проводились самые крупные по продолжительности испытания химического оружия на людях. "Подопытными кроликами" оказались 23.000 ничего не подозревавших и не обеспеченных средствами защиты английских солдат. В результате часть их погибла. Испытания химического оружия проходили в Портон-Дауне, в строго засекреченной лаборатории министерства обороны вблизи средневекового города Солсбери. Эксперименты с высокотоксичными веществами здесь начали проводиться еще в 1916 году. В том числе с горчичным, слезоточивым и нервно-паралитическим газами, другими видами химического и биологического оружия.

* * *

Во время суда над Л.Берией было установлено, что в конце 30-х - начале 50-х годов в составе НКВД-МГБ существовала лаборатория, которая разрабатывала яды, убивающие жертвы без идентифицируемых следов, а также искала наркотики, которые могли бы стимулировать "откровенность" допрашиваемых. Все яды и наркотики проходили апробацию на людях - заключенных, приговоренных к смертной казни.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter