Когда во всех школах появятся современные технологии?..

Шкала новых возможностей

Когда же массово заработает проект «Электронная школа»?..
Сегодня — день торжественных школьных линеек, а в понедельник прозвенит первый звонок на урок для более чем 930 тысяч ребят, в том числе 104 тысяч первоклассников. Школьников нынче больше, чем в прошлом году, а число самих средних учебных заведений за счет оптимизации немного сократилось — до 3.078. И высокие технологии все увереннее столбят в них место. Скачать учебник с сайта Минобразования, сделать презентацию на мультимедийном проекторе — это для ребят в порядке вещей. В повестке дня уже целые проекты — «Электронная школа» и еще более оснащенная всевозможными новшествами «Виртуальная школа». И речь не только о лучших учебных заведениях Минска, но и о региональных. Как это работает на практике?


Минск: знания в электронном виде



6-1.pngУже не за горами тот день, когда все минские школы пойдут в ногу с современными технологиями: массово заработает проект «Электронная школа». Следующий шаг — распространить наконец–таки нововведение по всей стране, заявил министр образования Сергей Маскевич на августовском педагогическом форуме. Напомним, сегодня интерактивные доски, электронные журналы и дневники, а также возможность для родителей одним нажатием клавиши проконтролировать посещение школы или питание там ребенка — уже не фантастика для 11 столичных учреждений образования. Гладко ли идет технический прогресс?


Не первый год у нас бесспорный лидер в освоении технологий — Лицей БГУ. Его преподаватели и ученики на «ты» с новациями как минимум с 2006 года, когда тут заработал сервер дистанционного обучения, благодаря которому каждый может подготовиться к поступлению в лицей или к сдаче ЦТ. Электронные журнал и дневник — тоже уже рутина. А в прошлом учебном году приятным дополнением к учебному процессу стали четыре интерактивных класса — по биологии, химии, физике и математике. Это уже проект «Виртуальная школа», и здесь успели убедиться в ее эффективности. Скажем, смотрит учитель в электронный микроскоп на каплю воды из аквариума, а картинка тем временем во всей красе транслируется на интерактивную доску. Как тут не заинтересоваться наукой? Другой вопрос, нет ли риска для лицеистов и педагогов увлечься техническими наворотами в ущерб учебе? Заместитель директора по учебной работе лицея Игорь Варакса уже не раз заявлял: хорошему учителю интерактивная доска не помешает, а плохому не поможет. Впрочем, как и ученику...


А как дела в тех минских школах и гимназиях, которые задействованы в техническом эксперименте «Электронная школа»? Там за минувший учебный год освоили электронные дневники и журналы, все охотнее вместо привычных бумажных книг ученики совали в портфель личные планшеты, а благодаря электронным проходным и «картам учащегося» под контролем оказался каждый шаг школяров. Теперь многие родители едва ли не в режиме онлайн могут узнать, какую книгу взяли сын или дочка в школьной библиотеке, что предпочли на обед, во сколько пришли на занятия и какую отметку получили. Хотя у педагогов и вопросы к техническим новинкам имеются. Скажем, учитель исправно заполняет электронный журнал, но ведь и бумажный никто не отменял. В результате времени на документооборот уходит больше, а его у педагога и так дефицит. А вот директор школы № 51 Галина Черник уверена: большой проблемой это не назовешь, тем более что отказаться от бумажных журналов пока нереально. Оно и понятно, их электронные аналоги сегодня в масштабах страны — штука редкая, а значит, в понимании многих не такая надежная, как то, что проверено десятилетиями. Тем не менее школы, пока не вовлеченные в эксперимент, тоже подключают к учебному процессу электронные журналы и дневники. Как, например, 38–я минская гимназия, где сейчас, подтвердила директор Галина Злобич, новинку апробируют по одному классу в каждой параллели.


К слову, к техническому прогрессу в школах возникают вопросы и у родителей. Говорят, младшеклассники умудряются терять «умные карточки», а восстановить их — не секундное дело. Потребуется от трех до пяти дней. Специалисты Беларусбанка объясняют механизм: если ребенок потерял карточку, он может ее заблокировать, позвонив по городскому телефону 299–25–25, чтобы никто не смог воспользоваться деньгами на счете.


К 11 школам — участникам проекта вскоре присоединится еще одна — № 61, новостройка. Когда же произойдет общегородской переход на электронные рельсы? В Центре систем идентификации, где разрабатываются «карты учащегося», считают, что реальный срок — конец 2015 года.


pasiyak@sb.by



Орша: идем в «мобильный» класс


6-6.png


С началом учебного года оршанская гимназия № 1 присоединилась к белорусско–российскому проекту «Виртуальная школа». Теперь по договоренности между Минобразования Беларуси и Сбербанком России там создана мультисервисная информационно–образовательная среда: за деньги российского партнера куплены и установлены мощный сервер, интерактивные доски с программным обеспечением для кабинетов физики, химии, математики и биологии, «мобильный» класс с 25 ноутбуками, а также большой сенсорный экран, который может использоваться в качестве электронного дневника. Да еще весь этот набор современных гаджетов подключен по сети wi–fi к скоростному интернету! За тем, как педагоги осваивают виртуальное образовательное пространство, понаблюдал корреспондент «СБ».

6-5.png


...Мы в кабинете химии. Интерактивная доска только на первый взгляд напоминает обычное белое полотно. На деле это большой компьютерный экран. При помощи специального стикера (нечто среднее между электронным карандашом и компьютерной мышкой) на ней пишут, причем толщина линии и цвет меняются в зависимости от поставленной задачи. Ни классического мела, ни мокрой тряпки: написанное можно сохранить в компьютере, а стереть — либо одним кликом все и сразу, либо выбрать среди «инструментов» ластик и удалить ненужное. Более того, учитель химии Владимир Бусель показывает, как можно учиться играя:

— В программном обеспечении есть химическая лаборатория. Выбирая и смешивая реактивы, как в компьютерной игре, можно ставить виртуальные опыты. Например, продемонстрировать, как литий окрашивает пламя газовой горелки в фиолетовый цвет. Получается весело и наглядно. Очень удобно, если в школе нет реальной хорошо оборудованной лаборатории или каких–нибудь редких реактивов.

6-3.png


Еще с помощью нового оборудования можно в считанные секунды провести тест. Для этого ученики получают пульт с шестью, по числу вариантов ответа, кнопками. Появляется на доске вопрос — надо выбрать из предложенных вариантов. Очень похоже на телевикторину. Итоги теста учитель тут же видит у себя на ноутбуке.


Именно 25 ноутбуков составляют основу так называемого «мобильного класса», появившегося у оршанских гимназистов. В «походном» состоянии аппаратура хранится в оригинальной тележке на колесиках. В состоянии покоя подзаряжается. При желании тележку, которая раздает wi–fi, можно отвезти в любой класс. Ученики получают ноутбуки, затем им предлагают при помощи интернета зайти на блог учителя и выполнить вывешенное там задание. По словам заместителя директора гимназии Марины Ацецкой, некоторые педагоги давно используют блогосферу как профессиональное подспорье:


— Сейчас много образовательных порталов, где учитель может выбрать материалы для урока — графики, плакаты, мультфильмы, видеоролики. Либо составить свою авторскую методику. Еще электронную систему можно использовать для ведения школьного документооборота и составления расписания.

6-2.png


Само расписание выводится на большой сенсорный экран в фойе гимназии. Там же родители, имеющие индивидуальные логин и пароль, смогут узнать все нюансы учебы ребенка через электронный дневник. На таком экране, полагает директор Наталья Кохова, можно прокручивать и выпуски новостей гимназической телекомпании:


— Оборудование представители российской фирмы установили у нас в конце мая. Научили наших педагогов с ним обращаться. Хотя, думаю, учителей еще придется отправлять на стажировку в лицей БГУ. Информационно–образовательная среда — вещь современная и нужная. Но ею нужно в совершенстве овладеть.


svg–vt@mail.ru


Фото автора.


Советская Белоруссия №165 (24546). Суббота, 30 августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter