Рыгор Барадулiн "Сны сасны" и Андрей Платонов "В прекрасном и яростном мире" - обзор интересных книг недели

Раздвигая границы слов

Книжный навигатор
Рыгор Барадулiн. Сны сасны. Мiнск, Галiяфы, 2014.


Поэт Рыгор Бородулин — из тех, кем любая нация может гордиться. Он мыслил образами, преобразовывал и придумывал слова, сплетая из них совершенные полотна. «Лiлею млявы плёс люляе,/ з–пад злежаных аблок здалёк/ ляцiць, вiхлясты i бялявы,/ пялёстак лёгкi — матылёк». Эти строки вошли в книги о поэтике как пример удачной звукописи.


Не прошло и года после смерти народного поэта — но выходят и выходят новые книги с его творческим наследием. Бард Алесь Камоцкий, написавший много песен на стихи Рыгора Бородулина, подготовил книгу его стихов давно — однако вышла она уже после смерти поэта. Издание вполне вписывается в изменившееся информационное пространство, синтезируя разные виды искусства. Стихи Бородулина сопровождаются художественной фотографией Вадима Грудько, к книге прилагается аудиодиск, на котором в исполнении самого поэта звучат все стихи, вошедшие в сборник. Плюс необычный формат: квадрат 12х12 сантиметров легко уместится в кармане. Плотная бумага, суперобложка... И прекрасная поэзия.


А.Платонов. В прекрасном и яростном мире. Издательская группа «Лениздат», Санкт–Петербург, 2014.


«Отец прижал к себе слабые тела своих детей и стал искать в карманах чего–нибудь, чтобы покормить их, но находил лишь мусор и отношения волисполкома». Уникальный талант Андрея Платонова удержал его над поверхностью соцреализма, как прозрачную каплю воды над массой загустевшего масла. Вроде и про коммунизм пишет, и революционного пафоса много, но все как–то странно, избыточно, с надрывом... А вдуматься — так и вовсе не о советской действительности. Не зря Платонов был изгоем в стране трескучей секретарской литературы и официозных писательских тусовок. Его проза обладает способностью раздвигать смыслы и расширять значения слов. Но печатать его не желали, несмотря на милостивое одобрение Горького, бывшего в свое время экспертом по литпроцессу и сравнивавшего Платонова с Гоголем. В Литературном институте имени Горького в Москве новичкам рассказывают поучительную легенду о том, как отверженный, обнищавший Андрей Платонов работал здесь дворником. Прозу Платонова читать тяжело. По строкам не скользнешь, приходится поработать и интеллектуально, и эмоционально. Здесь есть что искать и понимать. История о машинисте, ослепшем от блеска молнии, превращается в многослойное философское произведение. Ослепнув, человек этого не понял и продолжал вести поезд, потому что... видел мир в своем воображении. Затем обычное зрение к нему вернулось, но только до тех пор, пока в тюрьме не провели следственный эксперимент — с искусственной молнией... И что лучше — быть зрячим, но находиться в тюрьме или свободным и оправданным — но слепым? И что есть мир, который мы видим? Не наше ли воображение?


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Советская Белоруссия №209 (24590). Пятница, 31 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter