Чем живут сегодня молодые литераторы?

Такова творческая жизнь

Наверное, все поэты в начале творческого пути переживают типичные конфликты: желание изменить мир и черствость редакторов, тайное «я — гений» и страшное сомнение в себе... Начинающих много. Посвящают жизнь литературе единицы. Почему? На чем чаще всего ломаются юные гении? Чем живут сегодняшние молодые литераторы?

Поговорить об этом собрались главный редактор журнала «Маладосць» Светлана Денисова, я, литературный обозреватель и руководитель молодежного клуба «Лiтаратурнае прадмесце» Людмила Рублевская, и Кася Глуховская, девятнадцатилетний автор литературных изданий, студентка факультета философии и социальных наук БГУ.


Л.Рублевская: Всегда грустно, когда человек, прекрасно дебютировав, бросает творчество, а затем, когда ему уже за сорок, начинает наверстывать и очень обижается, что редакции его футболят.


К.Глуховская: Именно творчество в детстве и подростковом возрасте отражает наши мечты, оно с особым накалом пишется.


Л.Рублевская: Не факт, что те, кто пишет с накалом страстей, создают что–то, имеющее художественную ценность.


С.Денисова: Редактор определяет эту ценность на уровне интуиции и ощущения, с высоты своего опыта. Мне всегда видно, если написано наивно, поверхностно. А еще узнаются вымученные тексты, созданные, чтобы доказать, что ты — поэт.


К.Глуховская: Я не знаю, могут ли у подростков и детей быть такие вымученные стихи. Мне кажется, у них все очень искренне.


С.Денисова: Не всегда. На конкурсы шлют множество стихов, написанных специально для конкурса, как будто план человек перед собой поставил...


Л.Рублевская: Отсюда вопрос о ранних публикациях. Начнут печатать такие вот правильные стихи ребенка, и он уверен, что это хорошо, он звезда. И, может, никогда не захочет высказать что–то сокровенное, с критическим отношением к миру.


С.Денисова: У меня тут очень жесткая позиция. При том, что мы выпускаем журнал «Бярозка», в котором есть рубрика «Верасок» для юных авторов, я считаю, что чем позднее начинающий талант будет напечатан, тем лучше.


Л.Рублевская: Такой злой редактор?


С.Денисова: Да, такой вот я злой. Печатать все присланное, снисходительно относиться к возрасту и неопытности, закрывать глаза на отсутствие в строчках личностного, пережитого и даже элементарной логики — означает взращивать «ходоков» по издательствам, истерично трясущих стопками публикаций и возмущающихся, почему их гениальные произведения не выпустили книжкой.


Л.Рублевская: Оценивать произведения начинающих очень тяжело. С одной стороны, боимся сломать молодое дарование, с другой — если вовремя не «сбить спесь», тоже может что–то не так пойти.


К.Глуховская: Творчество — духовный эксгибиционизм, исповедуешься в надежде, что это кому–то будет интересно, что ты донесешь красоту, которую видишь...


Л.Рублевская: То есть для тебя ключевое слово творчества — «красота»?


К.Глуховская: Да, у меня так...


Л.Рублевская: А я вспомнила твоего однокурсника Сергея Матина, который погиб в 19–летнем возрасте в феврале этого года. В его творчестве не было однозначной установки показать красоту мира, скорее, разобраться во внутреннем конфликте.


К.Глуховская: Сергея мало кто понимал. Теперь перечитывают его произведения, кое–кто говорит «гениально», а меня коробит. При жизни ведь насмехались. А у него была такая ранимая душа, хрупкая. Помню, как после заседания вашего литературного клуба Сергей позвонил мне весь расстроенный, стал читать дрожащим голосом свои триолеты и спрашивать, не плохо ли это? Потому что в клубе ему сказали, что это плохо.


Л.Рублевская: Да, был бы парень жив, критика, вероятно, пошла бы на пользу, заставив что–то переосмысливать. А так невольно задумаешься, стоит ли молодых авторов обижать, если неизвестно, сколько кому отмерено?


С.Денисова: Возможно, в его хрупкости, детской доверчивости и была скрыта обреченность, предопределенность. Ведь как с такой душой взрослеть, как принимать вызов мира?


Л.Рублевская: Но в его стихах было то же противостояние миру, что и у Лермонтова.


К.Глуховская: Это у многих. Мне недавно сказали, почему вы пишете, словно одной ногой в могиле? И мама беспокоится: нагнетаешь обстановку.


Л.Рублевская: Родители всегда боятся, когда в том, что создают их дети, есть тоска, депрессивные мотивы. И правильно беспокоятся. Но, с другой стороны, какая без этого литература? Поэтический талант возникает не от жизненной полноты, удовлетворенности, а от нехватки чего–то, когда хочется расселину в душе заполнить. Поэту не должно быть легко.


С.Денисова: Да, иначе это не творчество. Принцип «легко пишется — легко читается» обычно не срабатывает, скорее, наоборот. Поэт обязан выстрадать право быть поэтом. Не перед людьми обязан, а перед самим собой.


К.Глуховская: Перечитываю произведения одногодок и убеждаюсь, что много параллелей с декадентами. Возможно, Россия и Европа уже пережили то состояние общества, которое теперь переживает Беларусь. Потерю нравственных ценностей, когда новых мы еще не нашли, а старые утрачены. Мы все еще живем в постсоветском пространстве. Молодой человек не знает, быть ли ему добрым или конкурентоспособным, подставлять левую щеку или защищаться? А в результате растет невротик.


Л.Рублевская: И я это наблюдаю — особенно у талантливых. Не знают национальной истории и ее героев. Поэтому пишут антиутопии, альтернативную историю. Поколение межвременья. Может, это только на постсоветском пространстве? С другой стороны, скажем, в Японии есть проблема хикки — парней и девушек, которые живут, не выходя из комнаты, решая все вопросы с помощью компьютера.


К.Глуховская: Мой друг очень любит хикки, говорит, что они похожи на нас. Мы не можем противостоять обществу — все равно сломают... Хочется сжаться, спрятаться под столом, но понимаешь — так нельзя. Нужно учиться, работать...


Л.Рублевская: Для творческого человека есть выход — он всегда оберегает территорию внутренней свободы, даже от своих близких и друзей.


К.Глуховская: Вот и ответ на вопрос — почему люди бросают писать. Если ты в системе — тебе захочется быть, как все, нравиться другим. А если продолжишь писать — будет хотеться быть собой.


С.Денисова: Мы являемся партнерами одного литературного конкурса, организаторы которого стараются не пропускать произведения «мрачные», «суицидальные»... А вдруг кто–то прочитает и это его спровоцирует на что–то плохое?


К.Глуховская: Вспоминаю антиутопию Хаксли, где поэтам разрешалось писать только позитивные стихи. Когда главного героя, не соответствовавшего этому, ссылали на остров, его спросили: «Вот мы тут все счастливые... Неужели ты хочешь быть несчастным?» И тот ответил: «Это мое право. Я выбираю право быть несчастным». Мое право — чувствовать что–то иное, нежели бессмысленную, бездумную эйфорию. Мы опять и опять выбираем между благополучием, счастливой стагнацией покоя и перепадами чувств. Но именно последнее и есть настоящая жизнь. Взрослые не понимают, что нам хочется иногда быть живыми больше, чем счастливыми.


Л.Рублевская: Это побочные явления духовного роста. Чтобы расти духовно — нужны сильные переживания. А любая система заинтересована в стабильности. Поэтому всегда возникнет конфликт между поэтом и средой.


К.Глуховская: Еще страшно не нахвататься чужого, сохранить свое. При этом не стать графоманом.


Л.Рублевская: Говорят, было целое поколение поэтов, «перееханных Бродским». А теперешних начинающих какой авторитет «переезжает»?


С.Денисова: Как и во всем мире, мода на все, в том числе и на литературу и литераторов, перестала быть цельной. Модно все одновременно, и каждый сам выбирает ролевую модель для себя.


Л.Рублевская: По моим наблюдениям, возвращается мода на литературу «утраченных поколений». Ремарк, Хемингуэй, с другой стороны — Керуак, Буковски, Хантер...


К.Глуховская: Еще Фицджеральд... Мы действительно это читаем. Возможно, потому, что сейчас то же самое транзитивное общество, которое было во времена этих писателей. Нам родственны 1930 – 1940–е годы и эпоха хиппи, битников, металлистов... Еще мне кажется, что нас сильно «переехал» постмодернизм.


С.Денисова: Когда к нам в редакцию приходит произведение постмодернистское, это воспринимается устаревшим до смешного: где ж ты, автор, раньше был? Беда еще и в том, что у молодых нет идеологического фундамента. Сколько можно произносить эту фразу: «Молодое белорусское государство»?! Это же не просто речевой штамп, это вполне конкретная установка, пусть кем–то и не вполне осознанная, — на то, что у нас все еще только начинается, что до нас и вовсе ничего не было. Надо говорить о глубине нашей истории, о том, что в ней были герои, которыми можно гордиться.


К.Глуховская: На занятиях я рассказала однокурсникам, что в создании адронного коллайдера участвовали физики–белорусы. Все очень удивились.


С.Денисова: Недавно на лекции по экономике развития узнала, сколько наших экономистов работает за рубежом, на чужие институты и государства. Мы ведь — интеллектуальная нация! Пора избавляться от установки, что свое — значит хуже, чем чужое. Правда, к уехавшим у меня уважения мало: несмотря на весь их интеллект, нет в них духовного стержня.


К.Глуховская: У нас, белорусов, до сих пор осталось, что гордиться собой — плохо, надо быть скромными, не выпячиваться. Но нужно совмещать уважение к другим с уважением к себе. Мне кажется, эпоха с ощущением утраты идеалов и поиском новых очень подходит для развития искусства. И, возможно, именно поколения такой эпохи и дадут новых титанов белорусской литературы.


Л.Рублевская: Что ж, подождем!

rubleuskaja@sb.by


Советская Белоруссия №205 (24586). Суббота, 25 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter