«Хорошки» на все времена

Они гастролируют на самых престижных площадках Европы и Америки и мечтают побывать во всех областных центрах Беларуси
Они гастролируют на самых престижных площадках Европы и Америки и мечтают побывать во всех областных центрах Беларуси

Яркое июльское солнце поливает золотом величественный гранит здания Белгосфилармонии. А внутри его лютый февральский мороз. Звучит таинственная, тревожная музыка. Усталого, заблудившегося в сугробах путника убаюкивает мерное кружение снежинок. Но на смену зиме приходит весна, все оживает, и веселый щебет птиц выводит нашего путника на заветную тропинку... Это знаменитый коллектив, Белорусский государственный заслуженный хореографический ансамбль «Хорошки», репетирует новую программу с рабочим названием «Времена года». Спектакль строится на основе белорусских календарных обрядов и праздников. Фольклорная основа, как известно, конек основательницы и бессменной руководительницы театра танца «Хорошки» народной артистки Беларуси Валентины Гаевой.

Я не буду апеллировать к более чем тридцатилетней истории «Хорошек». Не стану напоминать вехи и заслуги коллектива. Об этом написано немало. И нет в Беларуси человека, который бы не был знаком с узнаваемым творческим почерком Гаевой и ее коллектива. Скажу лишь, что, посетив репетицию, буду ждать с нетерпением премьеры. Уверена, народный мюзикл снискает славу, как это было со всеми программами «Хорошек». Только разговор с Валентиной Ивановной получился у нас не очень веселый. Искусство, как говорится, искусством, но, как у каждого субъекта рынка, у «Хорошек» есть свои насущные проблемы.

— Валентина Ивановна, где и когда вы собираетесь показывать вашу новую программу?

— Надеюсь, премьера состоится в конце года на сцене Дворца Республики. А после с этой программой мы поедем рассказывать о нашей родной Беларуси по всему миру. Нас приглашают на самые престижные площадки Европы и Америки.

— А как же белорусский зритель?

— Дело не в зрителе. На наших выступлениях всегда аншлаги. У входа спрашивают лишний билетик. Но сегодня мы не можем себе позволить выступать дома часто на больших, престижных площадках. Арендная плата, к примеру, Дворца Республики для нас неподъемна.

— Но вы ведь гастролируете за рубежом. Разве это не доходная статья? У «Хорошек» такой мощный коммерческий потенциал.

— А гонораров больших нет. От нас требуют предоплаты за аренду зала и проживание. У нас большой коллектив, для новых постановок требуются новые костюмы, декорации. Сюда и уходят заработанные деньги. Здесь, на нашей родной сцене филармонии, расходы у нас небольшие, это правда. Год назад мы получили президентский грант на нынешнюю постановку. Будут яркий спектакль, хорошие костюмы. Но в филармонии нам не хватает размаха, нет кулис. Нет возможности показать те спецэффекты, которые необходимы для мюзикла на национальной фольклорной основе. Вы знаете, когда мы работали в лос–анджелесском Ситизен–Холле, я не узнавала свой ансамбль. Как «зазвучал» танец в должном световом оформлении! И неудивительно, что публика стоя приветствовала «Хорошек».

У меня есть мечта: показать программу «Полоцкая тетрадь» во всех областных центрах Беларуси. Но ее осуществление требует огромных затрат: необходим транспорт для артистов и реквизита. Опять–таки арендная плата. Обидно, что все наши творческие начинания замыкаются на бытовых проблемах. Есть большая надежда на помощь министра культуры Владимира Матвейчука. Он бывает на наших выступлениях и знает, чего это стоит. Программа, которую мы сейчас готовим, очень сложная и разноплановая. Я рассчитываю, что «Хорошки» смогут доказать: они достойны внимания и помощи.

— Кстати, интересно, как вы задумали этот спектакль? Снизошло вдохновение или давно вынашивали замысел?

— Я задумала «Времена года» после того, как некоторые критики, посмотрев предыдущую мою историческую программу, стали поговаривать: «Гаевая иссякла. Весь ее фольклорный багаж закончился». Я считаю это несправедливой оценкой. Впрочем, меня ругали всегда. Например, за то, что однажды на артистах были шапки, отороченные мехом. Тогдашний министр культуры Михневич вызвал меня и стал пытать: «Где ты видела в Беларуси такие костюмы? Белорусы всегда в лаптях ходили». Но мне удалось отстоять свою правоту. Я ездила в экспедиции, собирала фольклорный материал, ходила в архивы. Белорусы не забыли о том, что всегда были частью высокой европейской культуры.

— Век танцовщика недолог. Сколько составов ансамбля сменилось за 32 года его существования?

— Много. Даже вспомнить не могу. У меня при «Хорошках» была хореографическая школа, где мы готовили будущих артистов ансамбля. Она просуществовала почти 20 лет. Год назад я ее потеряла. Горисполком когда–то выделил нам бесплатное помещение: часть казармы, которую мы приспособили под классы. Это была детская бесплатная школа танца. Зарплату педагогам мы платили сами. Потом оказалось, что мы уже сами должны платить за аренду и коммунальные услуги. Мы узнали об этом не сразу. И у школы образовался огромный долг. Пришлось ее отдать управлению культуры. Теперь это хореографическая школа N 2. Она работает по своей программе. И где набирать молодых артистов, я не знаю. Я всегда делала ставку на то, что мои ученики относятся с глубоким уважением к национальной культуре. Чтобы артист вышел на сцену, к примеру, в «Полоцкой тетради» и сразу было видно: он действительно потомок прекрасного древнего народа. Здесь неподготовленному человеку работать сложно, планка слишком высока. Мы побеждали на международных конкурсах еще в 1977 году, когда большинство нынешних артистов еще не родилось.

Разумеется, я буду с ансамблем до конца. Но ведь я не бессмертна. Очень хочется верить, что наше дело не пропадет. Сколько материала было собрано, сколько программ поставлено. Я считаю, что «Хорошки» должны принадлежать народу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter