Город - как фреска

Вздумалось какому-то чиновнику улицу Зыбицкую переименовать в Болотную. Но догадывался ли он, что взбил масло масляное? Зыбь - топкое место. То же болото...

Вздумалось какому-то чиновнику улицу Зыбицкую переименовать в Болотную. Но догадывался ли он, что взбил масло масляное? Зыбь - топкое место. То же болото. Но прежде звучало как-то благозвучнее. Однако в 1866 году официально было принято новое название. Действительно, улица лежит у самой Свислочи, и по сей день почва здесь влажная. Только вдоль болотной дороги местные жители отказались селиться. В ту пору здесь находился один из бизнес-кварталов Минска, шла бойкая торговля. И из-за "грязного" наименования торг сменился на печальное зрелище с пустыми прилавками. Поэтому по требованию купцов в 1882 году улицу вновь перекрестили - в Торговую. Имя продержалось до сего года. В мае Мингорсовет вернул исторический топоним Зыбицкая, согласившись с предложением комиссии при Мингорисполкоме по наименованию и переименованию проспектов, улиц, площадей и других составных частей города.


Иван Сацукевич, член комиссии, считает, что на маленьком пятачке старого Минска нужно сохранять не только аутентичный внешний вид зданий, но также думать о возвращении некоторым улицам их первоначальных имен, которые были еще в XVI веке, а то и ранее. Комиссия при Мингорисполкоме уже подготовила соответствующий проект для рассмотрения на сессии горсовета.


- Может, не стоит ворошить прошлое, и пусть будет так, как уже устоялось? - ставя перед Сацукевичем этот вопрос, я ссылаюсь на мнение многих минчан.


- Речь не идет о переименовании тех улиц, которые расположены за пределами исторического ядра столицы. Но важно комплексно подходить к реставрации Верхнего города, Раковского, Троицкого предместий. Чтобы здесь ощущался дух былых времен, мало сохранить старые фасады - нужно, чтобы местные жители и туристы чувствовали себя здесь по-настоящему как в минувших эпохах.


- Но улицы в городах всего мира по многу раз меняли свои названия. Пора бы остановиться...


- Очень важно понимать, что мы предлагаем не очередное переименование, а возвращение к первоначальному пласту топонимики: снять все наслоения позднейшего времени и раскрыть, как фреску, облик того Минска, который исчез в гуще веков. А колорит канувшего в Лету города сохранился порой лишь в исконных названиях улиц. Между тем некоторые из "наслоенных" позже даже не имеют объяснения - ни логического, ни документального.


- А что даст "реинкарнация" названий на практике?


- Комиссия исходит из трех принципов в своих предложениях. Каждое название несет воспитательную, ориентировочную и эстетическую функции. С помощью топонимики мы воспитываем в гражданах патриотов родного города, знающих его прошлое. Названия должны помогать ориентироваться в пространстве и времени: так, предлагая вернуть на карту города улицу Бернардинскую, мы не только восстанавливаем историческую справедливость, но и подсказываем, что рядом по сей день находится архитектурный комплекс бывшего монастыря ордена бернардинцев. Эстетика также важна: Коммунальная набережная - лицо Троицкого предместья, на нее выходят фасадом главные здания квартала. Значит, предлагаем мы, логично набережную именовать также Троицкой, впрочем, как и сотни лет назад.


Первоначально: Койдановская улица.

Ныне: Революционная.


- С 1922 года так именуется улица, которая прежде называлась по имени города Койданово (теперь Дзержинск и железнодорожная станция Койданово). Отсюда уже в XVI - XVII веках шла прямая дорога на Койданово. Трасса сохранилась по сей день, но утратила понятное всем наименование.


Первоначально: Немиго-Раковская улица.

Ныне: Витебская.


- В архивных источниках не обнаружилось ни одного истолкования современного названия. Появилось оно на картах в конце 20-х годов. Допускаю, что есть связь с так называемым укрупнением, когда к БССР в 1924 году был присоединен Витебск и соседние районы. Однако название Немиго-Раковская известно уже с XIX века и очень хорошо вписывается в рельеф местности: улица связывает две магистрали города - улицы Немигу и Раковскую. Вряд ли для этого места можно придумать более удачное имя.


Первоначально: Троицкая набережная.

Ныне: Коммунальная.


- Если согласиться с исследователями истории Минска Ростиславом Боровым и Георгием Штыховым, то Троицкое предместье уже в XII веке было одним из центров Минска, а отнюдь не окраиной, - солидаризуется с коллегами Иван Сацукевич. - И главной улицей этого района была Троицкая - нынешняя Богдановича (в советское время - Горького, в царское - Александровская). От Троицкой вдоль Свислочи отходил Троицкий переулок, позже Троицкая, Троицко-Александровская набережная. Название Александровская связано с российским императором Александром II, и понятно, почему после установления советской власти его поменяли. Став вновь Троицкой, набережная составит один смысловой ансамбль с предместьем.


Первоначально: Бернардинская улица.

Ныне: Герцена.


- Когда-то было две Бернардинские улицы - Большая (теперь Кирилла и Мефодия) и Малая (Герцена). Они "окружали" два бернардинских монастыря - женский и мужской. В мужском вскоре откроется гостинично-туристический комплекс. Рядом сохранился костел Святого Иосифа, занятый архивами. Но кто знает, может, и храм когда-нибудь передадут верующим. А пока в наших силах вернуть древнее название улицы. А Герцен? Что ж, он был значим для России XIX века, поддерживал нашего Калиновского. В крайнем случае, город растет - и для увековечения имени философа, если потребуется, найдется одна из улиц новых микрорайонов.


Первоначально: Воскресенская улица.

Ныне: Освобождения.


- Название получила от церкви Воскресения Христова, о которой известно с XVI столетия. Сопоставив карты Минска 1793 и 2010 годов, легко установить с точностью до двадцати метров, что храм стоял во дворе дома № 8, построенного в XIX веке (это памятник архитектуры, здесь расположен военный комиссариат Центрального района). К слову, рядом, в здании № 10, находится Белорусский экзархат Русской православной церкви. Было бы очень символично, если бы улица Воскресенская вновь "воскресла". Загадкой остается, почему в 1922 году на карте появилось новое название - Освобождения. Первое, что приходит в голову, - в честь изгнания из Минска белополяков. Но то было в 1920-м. Может, поводом стала какая-то антирелигиозная кампания? Документы умалчивают.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter